РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Гучас Елена Викторовна, учитель музыки
ГБОУ СОШ № 358 Московского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается роль музыкального образования в формировании гармоничной личности учащегося. Подчеркивается значение музыки в развитии эмоциональной и когнитивной сфер детей, в становлении нравственных и культурных ценностей. Описываются ключевые аспекты музыкального воспитания, а также методы, которые способствуют не только музыкальному, но и общему развитию личности школьника.
Ключевые слова: музыкальное образование, гармоничное развитие, эстетическое воспитание, эмоциональное развитие, творческие способности, нравственное воспитание.
Музыка всегда играла важную роль в жизни человека, оказывая влияние на его эмоциональный и духовный мир. В системе школьного образования музыкальное воспитание рассматривается как один из важнейших компонентов общего развития личности. Оно способствует формированию не только музыкальных способностей, но и всестороннему развитию учащегося. Музыкальное образование развивает у детей эмоциональный интеллект, учит воспринимать и понимать мир через звуки, стимулирует творческое мышление и развивает эстетический вкус.
Одной из ключевых функций музыкального образования является развитие эмоциональной сферы ребенка. Музыка способна вызывать широкий спектр эмоций — от радости до грусти, от умиротворения до возбуждения. Это дает детям возможность научиться распознавать и выражать свои чувства. В процессе музыкальных занятий учащиеся развивают способность к эмпатии, учатся осознавать свои эмоции и понимать эмоциональные состояния окружающих.
Музыкальные произведения, независимо от их жанра, дают детям возможность познакомиться с разными эмоциональными состояниями и научиться лучше понимать себя. Например, произведения классической музыки могут способствовать глубокому погружению в собственные чувства, помогая детям развивать саморефлексию. В то же время современные жанры музыки, такие как джаз или поп-музыка, могут помогать в осмыслении социальной реальности и взаимоотношений с окружающими.
Музыкальное образование также играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся. Исполнение и сочинение музыки развивают у детей фантазию, креативное мышление и способность генерировать новые идеи. Творческая деятельность в музыке учит детей нестандартно мыслить, находить оригинальные решения и выражать себя через звуки.
Занятия музыкой могут включать не только работу с готовыми произведениями, но и элементы импровизации и сочинения. Такие виды деятельности способствуют развитию у учащихся способности к самовыражению, учат школьников создавать что-то новое и уникальное, помогают развивать уверенность в своих силах. Творческое мышление, сформированное в музыкальном процессе, может переноситься на другие виды учебной деятельности, помогая учащимся достигать успехов в разных областях знаний.
Научные исследования показывают, что занятия музыкой способствуют когнитивному развитию ребенка. Она развивает память, внимание, мышление и воображение. Например, в процессе запоминания музыкальных произведений у детей улучшается слуховая и зрительная память, а также способность концентрироваться на задаче. Музыкальное образование также способствует развитию математических и логических способностей, так как восприятие музыки связано с пониманием ритма, структуры и гармонии, что требует аналитического подхода.
Кроме того, изучение музыкальной грамоты и нотной записи помогает детям развивать символическое мышление, что важно для успешного освоения других школьных предметов. Подобного рода занятия учат детей анализировать и систематизировать информацию, что положительно влияет на их общую способность к обучению.
Музыкальное образование также играет важную роль в формировании эстетического вкуса и нравственных ценностей учащихся. В процессе знакомства с музыкой разных эпох и культур дети учатся воспринимать и оценивать красоту, развивают чувство вкуса и гармонии. Музыка помогает им лучше понять и осмыслить культурные и исторические процессы, расширяя их кругозор и способствуя формированию толерантности и уважения к различным музыкальным традициям.
Музыка также выполняет важную нравственно-воспитательную функцию. Через различные произведения дети знакомятся с важными нравственными понятиями, такими как доброта, справедливость, дружба, любовь к Родине и забота о ближних. Музыкальные произведения часто несут в себе глубокие этические смыслы, которые помогают формировать у детей положительные моральные качества.
Для эффективного формирования гармоничной личности учащегося на уроках музыки важно использовать разнообразные методы. Прежде всего, это метод эмоционально-эстетического воздействия, который помогает ученикам почувствовать красоту музыкального произведения и осмыслить его эмоциональный посыл. Важно также применять методы активного включения учащихся в творческий процесс — это может быть как исполнение произведений, так и их сочинение, импровизация, участие в музыкальных постановках.
Также эффективным методом является интеграция музыки с другими школьными предметами. Например, на уроках истории можно включать музыкальные произведения, связанные с определённой эпохой, что помогает учащимся лучше понять культурные особенности этого времени. Музыка может использоваться и на уроках литературы, когда художественные произведения анализируются через призму музыкальных композиций.
В итоге, музыкальное образование играет важную роль в формировании гармоничной личности учащегося. Оно способствует развитию эмоциональной, когнитивной и эстетической сфер, формирует нравственные качества и развивает творческие способности. Использование разнообразных методов на уроках помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, создавая условия для всестороннего развития личности каждого ученика.
Список литературы
Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие, 2014. 92. С: 6, 8, 21.
Нурдинов К.П. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка / К.П. Нурдинов, Д.Г. Умнов // Вестник науки и образования. – 2019 – №22–2 (76). – С. 50– 53.
Павлова Е.В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка / Е.В. Павлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015 – С. 135–139.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат