Попова Александра Андреевна,
студент Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
Г. Белгород, Россия
«Пути преодоления социально-психологических барьеров»
Психологический барьер - это состояние пассивности субъекта, которое мешает ему выполнять необходимые действия. Это состояние усиливает негативные чувства и установки (чувство вины, страха, тревоги, низкую самооценку, стыд).
Коммуникативный барьер обозначается как столкновение противоположно направленных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных отношениях отдельных лиц или целых групп, связанных с негативными эмоциональными переживаниями.
Психологический барьер в отношениях становится причиной неэффективного взаимодействия людей и конфликтов, которые его сопровождают. Психологические факторы возникновения таких конфликтов кроются в индивидуальных особенностях человека, таких как темперамент, манера общения и разница в эмоциональных состояниях участников разговора.
Необходимо ли преодолевать социально-психологический барьер? Двойственная роль социально-психологического барьера как защиты личности, с одной стороны, и определенного препятствия, преграды на пути ее деятельности, с другой, ставит нас перед вопросом о нашей принципиальной позиции по отношению к этому явлению.
Необходимо ли и возможно ли устранить барьер как препятствие для эффективной деятельности? Но тогда не окажется ли человек психологически беззащитным перед лицом тех факторов, которые привели к появлению этого барьера? Или барьеры так же непоправимы, как и природа, которая их создает?
Другими словами, легко ли избавиться от роли барьера как препятствия и преграды на пути к эффективной деятельности, но при этом сохранить защитные функции, которые он выполнял?
Главная роль социально – психологического барьера в качестве защиты личности, с одной стороны, и некоего препятствия, преграды на пути ее деятельности, с другой, ставят нас перед вопросом о нашей принципиальной позиции по отношению к этому явлению. Условия контроля и преодоления социально-психологических барьеров. Начнем с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоление социально-психологических барьеров. Несмотря на значимость функции психологической защиты, которую выполняют психологические барьеры, неоспорима необходимость их контроля, а если это неизбежно, то и преодоление, если они тормозят или тем более консервируют духовный потенциал человека.
Условия контроля и преодоления социально-психологических барьеров. Начнем с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоления социально-психологических барьеров.
Несмотря на важность психологической защитной функции, выполняемой психологическими барьерами, существует неоспоримая необходимость контролировать их, а если необходимо, то и преодолевать — если они замедляют или еще больше сохраняют духовный потенциал людей.
Это оправдано, однако, при условии замещения выполняемой ими функции защиты другими средствами. Последними в результате устранения психологического барьера становятся такие средства психологической саморегуляции, которые способны контролировать меру включения тормозных механизмов в зависимости от степени необходимой самозащиты.
Естественно, что это предполагает высокий уровень социально-психологической культуры. Это касается не только случаев замещения психологических барьеров другими, более тонкими средствами контроля той или иной ситуации. Сама стратегия нацеленности на преодоление излишних психологических барьеров возможна лишь на основе более высокой социально-психологической культуры.
Основные пути преодоления барьеров:
использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
знание, понимание себя, другого;
распознавание барьеров;
создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
социально-психологический тренинг.
Преодоление психологических барьеров представляет собой существенное условие повышения уровня эффективности общения и лежит на путях развертывания и реализации огромного потенциала возможностей, которые предоставляют человеку язык и речь, его мимика и пантомимика.
Вместе с тем тот огромный духовный потенциал возможностей преодоления психологических барьеров, которым располагает человек, не тождествен его эффективной реализации.
Во-первых, преодоление любых психологических барьеров предполагает проникновение в их сложную природу, принимая во внимание, в частности, многоструктурную и многофункциональную основу, на которой они могут развиваться и которая представляет собой механизм множественного опосредования психической деятельности человека .
Во-вторых, успешное решение этой задачи предполагает не только знание системы и механизмов психологических барьеров личности и ее деятельности, но и способов мобилизации огромных внутренних ресурсов индивида, его величайшего духовного потенциала как уникальной личности.
На сегодняшний день тест Ряховского — это простая оценка уровня общительности, которую может получить любой желающий, проведя независимую диагностику на основе текста анкеты. В результате будет определен ваш уровень общительности и способности общаться с другими людьми. Кроме того, Тест позволит вам выявить слабые стороны вашего характера и покажет, над чем стоит поработать/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат