МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД ПОЛИФОНИЕЙ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ
Козина Евгения Александровна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Череповецкая районная детская школа искусств"
Аннотация. Статья посвящена методическим рекомендациям к работе над полифоническими произведениями в средних и старших классах детских музыкальных школ (ДМШ). Описываются основные принципы полифонического мышления, подходы к его развитию у учащихся, а также стратегии преподавания полифонии на основе анализа музыкальных произведений эпохи барокко и последующих периодов. Подчеркивается важность развития у детей способности к одновременному восприятию нескольких голосов и их взаимодействия в процессе исполнения.
Ключевые слова: полифония, музыкальное мышление, барокко, методические рекомендации, исполнительские навыки, музыкальная педагогика, ДМШ.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью образовательного процесса в детских музыкальных школах. Освоение полифонии, как одного из сложнейших разделов музыкальной теории и практики, требует от учащихся глубокого понимания взаимодействия голосов и умения воспринимать музыку многоголосно. Полифоническое мышление, развиваемое через работу с произведениями Иоганна Себастьяна Баха и его последователей, закладывает фундаментальные навыки для будущих музыкантов, позволяя им лучше осознавать структуру музыкального произведения и его художественное содержание.
Методическая работа с полифонией в средних и старших классах ДМШ включает несколько важных аспектов, которые помогают учащимся освоить эту сложную и многоуровневую область музыкального искусства. Во-первых, необходимо уделить особое внимание развитию слухового восприятия полифонической ткани. Исполнение произведений полифонического характера требует от ученика способности одновременно слышать несколько голосов, понимать их взаимоотношения и выявлять ведущие темы и мотивы. Этот процесс начинается с анализа простых полифонических форм, таких как каноны и двухголосные инвенции Баха, и постепенно усложняется в старших классах, когда ученики переходят к исполнению фуг и более сложных полифонических произведений.
Во-вторых, важно уделить внимание работе над координацией при исполнении полифонических произведений. Полифония требует от исполнителя не только технической ловкости, но и умения сохранять независимость различных голосов, что является одной из ключевых задач педагога. В процессе обучения полифонии учащиеся должны овладеть техникой игры, позволяющей каждому голосу звучать как самостоятельная музыкальная линия, сохраняя при этом общий музыкальный баланс. Это требует детальной работы над артикуляцией, динамикой и фразировкой в каждом голосе.
Одной из ключевых методических задач является постепенное усложнение репертуара, что способствует развитию полифонического мышления у учеников. Начинать работу над полифонией следует с небольших произведений, таких как двухголосные инвенции Баха, которые позволяют учащимся освоить основные принципы многоголосного письма. На этом этапе важно научить ребенка видеть и слышать каждую линию как отдельную мелодию, помогая ему осознавать взаимосвязь между голосами. Важно, чтобы педагог не ограничивался техническими аспектами исполнения, но и помогал ученику проникнуть в художественное содержание произведения, раскрывая его образную структуру.
На более продвинутом этапе, когда учащиеся переходят к исполнению трех- и четырехголосных произведений, таких как фуги и хоральные прелюдии, методическая работа должна быть сосредоточена на углублении понимания сложных полифонических форм. Фуга, как одна из центральных форм полифонического письма, требует особого внимания к развитию тематического материала и его взаимодействию в рамках произведения. Учащимся важно научиться слышать не только основную тему, но и ее развитие в различных голосах, а также понимать роль эпизодов и интермедий в структуре фуги.
Большое значение в процессе обучения полифонии играет работа над динамикой. В полифонических произведениях каждый голос должен звучать выразительно, однако это не означает, что все голоса должны быть одинаково громкими. Педагог должен научить ученика управлять динамическими контрастами, подчеркивая важные моменты в каждом голосе, сохраняя при этом целостность звуковой ткани произведения. Динамика в полифонии — это не просто технический элемент, но важный инструмент для передачи художественного замысла композитора.
Кроме того, в работе над полифоническими произведениями важную роль играет развитие художественного воображения у учащихся. Полифония, несмотря на свою строгую форму, предоставляет исполнителю широкий простор для интерпретации. Важно, чтобы педагог стимулировал ученика к самостоятельному поиску художественного решения, побуждая его к размышлениям над смыслом каждого музыкального элемента и его ролью в общей структуре произведения.
Методическая работа над полифоническими произведениями должна также включать анализ музыкальных текстов. Педагог должен помочь ученику увидеть структурные элементы произведения — экспозицию, разработку, репризу, а также различать основные и второстепенные темы, их вариации и контрапункт. Это не только способствует развитию теоретического мышления, но и помогает ученику глубже понимать исполнительские задачи, стоящие перед ним.
Одним из эффективных методов работы с полифонией является акцент на прослушивании. Педагог может предложить ученику слушать записи различных интерпретаций полифонических произведений, анализируя вместе с ним исполнительские подходы и особенности трактовки. Это помогает учащемуся осознать, что полифония — это не только техническое выполнение нескольких голосов, но и художественный процесс, требующий глубокого понимания структуры и содержания произведения.
Немаловажную роль в преподавании полифонии играет и педагогическая тактика, направленная на поддержание интереса учащегося к данной области музыкального искусства. Полифония может казаться сложной и сухой для юных музыкантов, особенно на первых этапах обучения. Задача педагога заключается в том, чтобы сделать этот процесс увлекательным и познавательным. Это можно достичь, используя разнообразные методические приемы, такие как разбор произведений в контексте исторической эпохи, обсуждение образов и идей, заложенных в музыкальном тексте, а также привлечение внимания к деталям, которые помогают раскрыть художественный смысл полифонической структуры.
В заключение следует отметить, что работа над полифонией в средних и старших классах ДМШ играет важную роль в развитии музыкального мышления и исполнительских навыков учащихся. Полифония, как сложная и многогранная область музыкального искусства, требует от ученика глубокого понимания взаимодействия голосов и осознания художественной целостности произведения. Методическая работа в этом направлении должна строиться на постепенном освоении полифонических форм, развитии слухового восприятия многоголосия, а также на формировании у учащихся способности к художественной интерпретации полифонических произведений.
Список литературы
1. Гутовец М.В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе / М.В. Гутовец // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 6-8.
2. Яковлева С.А. Пути развития детей с разными данными. Полифония / С. А. Яковлева // Педагогическое мастерство: материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 24-31.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат