СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Борисовская Оксана Алексеевна
учитель-дефектолог,
Хмелькова Ольга Викторовна
инструктор по физ.культуре
(МБДОУ «Детский сад «Солнышко»,
г. Бирюч, Красногвардейского района Белгородской области)
Аннотация. В статье представлен опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по сопровождению семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего возраста.
Ключевые слова: сопровождение семьи, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, взаимодействие специалистов.
Статистика фиксирует увеличение числа детей, с выявленными отклонениями в развития в перинатальном периоде (наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, генетическими синдромами, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими нарушениями и др.). Закрепление на законодательном уровне Российской Федерации реализации индивидуальных возможностей и оптимизации развития каждого ребенка, сформировали необходимость организации служб ранней помощи, где внимание уделяется развитию ребенка, интеграции его и семьи в социальное и образовательное пространство.
Жизнь семьи при рождении ребенка с особенностями развития кардинально меняется. У семьи возникают проблемы информационного характера по вопросам организации воспитания и обучения своего ребенка, его медицинского сопровождения, мерах социальной поддержки семьи и их практической реализации. Ранняя помощь помогает разобраться с данными вопросами, нормализуя жизнь семьи позволяет родителям научиться принимать и любить ребенка таким, как он есть.
Важную роль в жизни людей, воспитывающих особого ребенка, играет дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), так как оно является следующим социальным институтом после семьи. Своевременное раннее выявление отклонений в развитии ребенка помогает сгладить большинство проявлений различного дизонтогенеза. Детские сады имеются практически во всех уголках страны, поэтому создание условий по раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальное развитие и адаптация, а также полноценная интеграция ребенка и его семьи в социальное и образовательное пространство на базе ДОУ объективно перспективное направление.
Просветительскую деятельность наш МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Бирюча» реализует в следующих направлениях: на информационных стендах и сайте образовательной организации размещаются памятки и брошюрки о возможной помощи семьям, воспитывающих детей. Данная работа позволяет родителям, имеющим детей-инвалидов обращаться в наше учреждение за необходимой помощью. Также проводятся общесадовские и групповые родительские собрания, на которых в виде тренингов, круглых столов и практико-ориентированных семинарах знакомим родителей с возрастными особенностями детей при нормальном и отклоняющемся развитии, о путях преодоления нарушений. Повышаем компетентность родителей (законных представителей) по вопросам развития, образования, укрепления и охраны здоровья детей. Ведем пропаганду осознанного ответственного родительства, значимости духовно-нравственных традиционных семейных отношений. Также мы оказываем методическую помощь всем заинтересованным участникам образовательного процесса (родителям и педагогическим работникам).
В учреждении функционируют «Консультационный центр», «Служба ранней помощи» и группы раннего возраста общеобразовательной направленности, воспитатели которых, наблюдая за адаптацией детей и проводя мониторинг развития, могут заметить в поведении некоторые риски относительно развития ребенка и обратиться за консультацией к специалистам ДОУ.
После проведения диагностики ребенка специалистам необходимо определить основные приоритетные направления ранней коррекции, его содержания, обеспечения специальными условиями и методами реализации. Определить механизм взаимодействия специалистов и потенциал семьи в решении проблем ребенка. Формой взаимодействия специалистов в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» является психолого-педагогический консилиум в составе педагога-психолога, учителей-логопедов и учителя-дефектолога.
Педагог-психолог выявляет запрос родителей, определяет насколько он соответствует результатам обследования ребенка. К диагностированию ребенка активно привлекает родителей (наблюдение, опросники, проективные методики). Далее проводит психологическое консультирование семьи по выстраиванию внутрисемейных отношений, взаимодействия с ребенком и между собой. Реализует комплекс профилактических мер по предупреждению эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.
Учитель-логопед развивает у ребенка понимание речи (расширяет пассивный и формирует активный словарь), работает над преодолением речевого негативизма (развивает мотивацию к общению, вырабатывает речевую активность). Формирует речевой вдох и выдох, вызывает звукоподражание, обогащает словарный запас. Используя игровые методы, работает над развитием общей и мелкой моторики. Оказывает родителям консультативную и методическую помощь по формированию речи ребенка.
Учитель-дефектолог оказывает поддержку развитию познавательной активности ребенка в различных жизненных ситуациях, способствует использованию сохранных анализаторов для исследования окружающей среды. Посредством дидактических игр и упражнений помогает в формировании познавательных психических процессов, развитии речи, общей и мелкой моторики ребенка. Обучает родителей и ухаживающих лиц способам и методам формирования бытовых навыков, самообслуживания и организации совместной активности с ребенком.
При необходимости долговременного сопровождения семьи к работе присоединяются инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, которые осуществляют коррекционно-развивающую работу в рамках своей деятельности.
По итогам заседания психолого-педагогического консилиума специалисты ДОУ направляют ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для комплексного обследования и выбора оптимального маршрута сопровождения.
В алгоритм оказания ранней помощи семьям входит, в первую очередь, диагностика. Посредством анализа анамнеза ребенка, его медицинских заключений, анализа социальной ситуации развития, условий семейного воспитания и углубленной психолого-педагогической диагностики, определяется потенциал развития ребенка. Затем мы разрабатываем индивидуальный комплекс мероприятий ранней помощи и сопровождения ребенка. Определяем цели, содержание, способы и методы работы в зависимости от потребностей ребенка и семьи. В дальнейшем мы занимаемся реализацией индивидуальной ранней помощи ребенку с обязательным вовлечением в процесс родителей. Оценка итогов и определение перспектив проделанной работы осуществляется через проведение повторной диагностики с выводом о завершении/продолжении дальнейшей работы с ребенком.
Коррекционно-развивавший процесс в детском саду реализуется еще и в комбинированных группах, и консультационном центре. В комбинированных группах(инклюзивных) обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей, посещающих детский сад от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Консультативный центр открыт с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей, не посещающих детский сад. Задача, которая стоит перед работниками консультативного пункта – предоставление бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Реализация работы консультативного пункта возможна также при помощи информационно - коммуникационного оснащения и интерактивных средств (дистанционно): официальный сайт ДОУ, личные блоги педагогов, электронный журнал для родителей, переписка по электронной почте, организация связи с помощью Whatsapp, Telegram, Zoom. Специалисты ДОУ оказывают мамам консультативную, методическую поддержку, в центре внимания находятся вопросы воспитания и обучения детей, повышение педагогической компетентности мам-воспитателей.
В рамках данных подразделений специалисты ДОУ реализуют деятельность, направленную на создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями и их семей.
Список литературы
Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет : метод
.
п
особие для
практ
. психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н.
Галигузова
, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – Санкт-Петербург
:
Детство-пресс, 2005. – 144 c. – Текст
:
непосредственный.
Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – Москва
:
Деловые и юридические услуги «
ЛексПраксис
», 2015. – 145 с. – Текст
:
непосредственный.
Приходько, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни / О. Г. Приходько, О. В. Югова. – Текст
:
непосредственный // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 85-93.
Служба ранней помощи : справ
.-
метод. материалы по организации / сост.: Е. В.
Самонова
, В. Н. Ярыгин ; под. ред. М. М. Цапенко. – Москва
:
МГППУ, 2011. – 220 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23424044& (дата обращения: 05.03.2021). – Текст
:
электронный
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат