РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Соловьева Алена Владимировна, учитель-дефектолог
ГБОУ СО "Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Аннотация. В статье рассматривается роль взаимодействия с семьей в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описываются подходы и методы сотрудничества учителей - дефектологов и родителей, направленные на достижение наилучших результатов в обучении и развитии ребёнка с ЗПР. Приводятся примеры различных форм взаимодействия, включая консультации, совместные мероприятия и коррекционную работу дома, что способствует всестороннему развитию ребёнка и укреплению семейных связей.
Ключевые слова: задержка психического развития, взаимодействие с семьёй, коррекционное обучение, родители, сотрудничество, коррекционная работа.
В коррекционном обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) важно учитывать не только образовательные аспекты, но и роль семьи в процессе воспитания и развития ребёнка. Семья оказывает решающее влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его мотивацию к обучению, социальную адаптацию и коррекцию имеющихся нарушений. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьёй обеспечивает необходимую поддержку и участие родителей в коррекционном процессе, что является залогом успешной работы с детьми, имеющими ЗПР.
Одной из ключевых функций взаимодействия с семьёй является обеспечение информационной поддержки родителей. Часто родители недостаточно информированы о специфике задержки психического развития, особенностях обучения и воспитания детей с ЗПР. Важно, чтобы учитель-дефектолог проводил регулярные консультации, на которых обсуждаются успехи ребёнка, возникающие трудности и возможные способы их преодоления. Например, учитель-дефектолог может объяснить родителям особенности познавательной деятельности их ребёнка, помочь им понять, какие методики лучше использовать дома для поддержки обучения. Это взаимодействие помогает родителям осознать важность их роли в коррекционном процессе и активно участвовать в нём.
Консультирование родителей играет важную роль в разработке индивидуальных программ коррекционной работы. Родители могут предоставить учителю-дефектологу информацию о поведении ребёнка в домашней обстановке, его предпочтениях и проблемах, что помогает учителю составить более точный план обучения. Например, если ребёнок испытывает трудности с концентрацией внимания или демонстрирует нежелание выполнять задания, учитель-дефектолог и родители могут совместно разработать методы мотивации и поощрения. Важно, чтобы такие консультации проходили на регулярной основе, так как динамика развития ребёнка требует постоянного корректирования программы обучения.
Совместные мероприятия для родителей и детей также являются важным элементом взаимодействия. Учитель-дефектолог может организовывать различные тренинги и мастер-классы, где родители смогут получить практические рекомендации по коррекционной работе дома. Например, это могут быть занятия по развитию мелкой моторики, речевых навыков или координации движений, которые родители могут продолжать проводить дома с детьми. Совместные мероприятия помогают родителям почувствовать себя уверенно в процессе обучения ребёнка и развивают у них понимание специфики коррекционной работы.
Коррекционная работа дома под руководством учителя-дефектолога является важной составляющей успеха ребёнка с ЗПР. Важно, чтобы родители активно участвовали в образовательном процессе и поддерживали своего ребёнка вне стен учебного заведения. Учитель-дефектолог может предложить родителям конкретные упражнения и задания, которые помогут закрепить знания и навыки, полученные на занятиях. Например, дефектолог может дать рекомендации по развитию речевых навыков, предложив родителям игры для расширения словарного запаса, или упражнения для тренировки внимания и памяти. Такое взаимодействие помогает детям быстрее осваивать материал и поддерживать интерес к обучению.
Эмоциональная поддержка со стороны семьи является ещё одним важным фактором в коррекционном обучении детей с ЗПР. Родители играют ключевую роль в создании атмосферы безопасности и принятия, что помогает ребёнку чувствовать себя уверенно и спокойно. Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в социальном взаимодействии и эмоциональной регуляции, поэтому важно, чтобы родители поддерживали их, выражали позитивные эмоции и помогали преодолевать возникающие трудности. Учитель-дефектолог может проводить встречи с родителями, направленные на повышение их эмоциональной компетенции, обучая их способам позитивного общения и взаимодействия с ребёнком.
Взаимодействие с семьёй через виртуальные платформы также становится всё более популярным в процессе коррекционного обучения. Учитель-дефектолог может использовать современные информационно-коммуникационные технологии для регулярного общения с родителями, отправки рекомендаций и домашних заданий. Например, через мессенджеры или электронную почту родители могут получать упражнения и инструкции для работы дома, а также задавать вопросы, касающиеся воспитания и развития ребёнка. Это позволяет учителю-дефектологу и родителям поддерживать постоянный контакт и оперативно корректировать план работы в зависимости от потребностей ребёнка.
Роль семьи в социализации ребёнка также неоспорима. Родители играют ключевую роль в обучении ребёнка навыкам общения и взаимодействия с другими людьми. Важно, чтобы учитель-дефектолог обучал родителей методам развития социальных навыков у детей, помогая им выстраивать коммуникацию с ребёнком и вовлекать его в коллективные виды деятельности. Например, учитель-дефектолог может предложить родителям организовывать совместные игры с другими детьми, чтобы ребёнок учился взаимодействовать в группе. Это помогает детям с ЗПР развивать коммуникативные навыки и успешнее адаптироваться в обществе.
Таким образом, взаимодействие с семьёй играет важнейшую роль в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития. Консультирование, совместные мероприятия, эмоциональная поддержка и организация коррекционной работы дома способствуют успешной адаптации и развитию ребёнка. Важно, чтобы родители и учитель-дефектолог активно сотрудничали, создавая условия для всестороннего развития детей и поддерживая их на пути к освоению новых знаний и навыков.
Список литературы
Борутто
, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А.
Борутто
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166.
Лизунова
Г. Ю.,
Таскина И
. А.
Психолого-педагогическая поддержка семьи с младшим школьником с задержкой психического развития
//
Вестник университета № 3, 2020
. – 8 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат