Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Социальные навыки и коммуникация: подходы к обучению детей с РАС. Работа №69867

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Социальные навыки и коммуникация: подходы к обучению детей с РАС
Работа:
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И КОММУНИКАЦИЯ: ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАС
Генералова Ольга Анатольевна, воспитатель
ОГКОУ "Измайловская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к обучению социальным навыкам и коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описываются методы и стратегии, направленные на развитие коммуникативных способностей и социального взаимодействия у детей с РАС, включая поведенческие технологии, визуальные пособия и ролевые игры. Приводятся примеры практических упражнений и программ, которые помогают детям с РАС адаптироваться к социальным ситуациям и развивать навыки взаимодействия с окружающими.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, социальные навыки, коммуникация, поведенческие технологии, визуальные пособия, ролевые игры.
Развитие социальных навыков и навыков коммуникации является одной из ключевых задач в обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для детей с РАС характерны трудности в установлении контакта, понимании социальных сигналов и выражении эмоций. В связи с этим обучение таким навыкам требует индивидуального подхода и использования специальных методов, направленных на развитие способности взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к различным социальным ситуациям.
Использование поведенческих технологий, таких как прикладной поведенческий анализ, является одним из наиболее эффективных методов обучения детей с РАС. Этот метод фокусируется на изменении проблемного поведения и обучении новым навыкам с помощью позитивного подкрепления. Например, учителя могут использовать систему вознаграждений для стимулирования правильного поведения и навыков взаимодействия, таких как установление зрительного контакта, инициирование общения или использование жестов. Регулярное повторение и закрепление этих навыков помогает детям с РАС развивать способность к социальной адаптации.
Визуальные пособия и социальные истории являются важными инструментами в обучении детей с РАС. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, чем устные инструкции, поэтому использование картинок, пиктограмм, таблиц и схем помогает им лучше понимать, что от них ожидается в социальных ситуациях. Например, можно использовать социальные истории, которые описывают конкретные социальные ситуации и показывают, как в них правильно вести себя. Это могут быть истории о том, как вести себя в магазине, на уроке или в гостях. Такие пособия помогают детям с РАС научиться предсказывать и понимать поведение других людей, а также развивают способность реагировать на социальные сигналы.
Ролевые игры и моделирование социальных ситуаций являются ещё одним методом обучения детей с РАС социальным навыкам. В процессе ролевых игр дети могут практиковать различные социальные сценарии, такие как приветствие, просьба о помощи, взаимодействие с одноклассниками или решение конфликтных ситуаций. Такие игры помогают детям с РАС осваивать новые социальные роли и понимать, как следует себя вести в различных контекстах. Например, учитель может предложить ученикам разыграть сценку, где они приветствуют друг друга или спрашивают разрешение взять игрушку, что помогает развить коммуникативные способности и умение взаимодействовать с окружающими.
Методы альтернативной и дополненной коммуникации (АДК) также широко используются для обучения детей с РАС, у которых могут быть ограниченные вербальные навыки. Это могут быть карточки с изображениями, коммуникативные доски или электронные устройства, которые помогают детям выражать свои мысли и потребности. Например, ребёнок может использовать карточку с изображением стакана, чтобы попросить пить, или карточку с изображением игрушки, чтобы попросить играть. Такие методы помогают детям, у которых есть трудности с речью, развивать способность к общению и взаимодействию с окружающими.
Структурированные занятия с использованием визуальных расписаний и четких инструкций также способствуют развитию социальных навыков у детей с РАС. Визуальные расписания помогают детям понимать последовательность событий, что снижает их тревожность и улучшает способность к планированию. Например, в классе можно создать расписание, которое показывает, что ребёнку нужно сделать по шагам: сначала поздороваться с учителем, затем сесть за парту и достать учебные материалы. Чёткая структура занятий и предсказуемость событий помогают детям с РАС чувствовать себя более уверенно и включаться в процесс общения и взаимодействия.
Игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта, также могут использоваться для обучения детей с РАС навыкам коммуникации. Например, учитель может использовать карточки с изображениями лиц, выражающих различные эмоции, чтобы помочь детям распознавать и понимать эмоции других людей. Это помогает детям с РАС развивать эмпатию и способность к эмоциональной регуляции, что важно для успешного общения. Игры, направленные на сопоставление эмоций с конкретными ситуациями, также способствуют лучшему пониманию эмоциональных реакций окружающих.
Работа с родителями является важным аспектом в обучении детей с РАС социальным навыкам и коммуникации. Родители играют ключевую роль в поддержке и развитии этих навыков вне школы. Учителя и специалисты могут проводить консультации для родителей, обучая их методам поддержки коммуникации и социального взаимодействия дома. Например, родители могут использовать социальные истории или визуальные расписания для планирования повседневных дел, что помогает ребёнку лучше понимать и участвовать в семейных взаимодействиях.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что обучение социальным навыкам и коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра требует использования индивидуализированных подходов, таких как поведенческие технологии, визуальные пособия, ролевые игры и методы альтернативной коммуникации. Эти методы помогают детям с РАС развивать способность к взаимодействию, понимать социальные сигналы и адаптироваться к различным ситуациям. Важно, чтобы учителя, специалисты и родители работали вместе, создавая поддерживающую среду для успешного развития детей с РАС.
Список литературы
Дячкина Е. С. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции / Е. С. Дячкина, А. Д. Холодная, Е. В. Моисеева // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — Т. 10. — С. 1–5.
Хатунцева, Е. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Хатунцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 310-312.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×