Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Методики развития речевой активности у детей с ТНР". Работа №69939

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Методики развития речевой активности у детей с ТНР"
Работа:

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТНР

 

Шабанова Ирина Валентиновна, воспитатель
ГКДОУ "Детский сад N 75 "Голубок" Г.О.Горловка" ДНР

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются методики развития речевой активности у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Описываются подходы, направленные на стимуляцию речевой деятельности, развитие словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и повышение коммуникативных навыков у детей с ТНР. Приводятся примеры логопедических упражнений, игр и технологий, способствующих коррекции речевых нарушений и формированию навыков эффективной коммуникации.

Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи, ТНР, речевая активность, логопедические упражнения, игры, коммуникативные навыки.

 

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в особом подходе для успешного развития речевой активности и формирования навыков общения. Эти дети часто испытывают трудности с произношением, грамматическим оформлением высказываний и пониманием речевых инструкций, что значительно затрудняет их коммуникацию с окружающими. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использование разнообразных методик, направленных на стимуляцию речевой деятельности, развитие фонематического слуха и активизацию речевых процессов.

Игровые методики являются одним из ключевых инструментов для развития речевой активности у детей с ТНР. Важно, чтобы игры были увлекательными и мотивировали детей к активному участию в речевой деятельности. Например, игра "Повторяй за мной" способствует развитию фонематического слуха и улучшению произношения звуков, когда ребёнок повторяет слова или фразы за взрослым. Игры на развитие словарного запаса, такие как "Назови предметы" или "Что изменилось?", помогают детям расширить свой словарный запас и развивать связную речь. Важно, чтобы игры включали элементы соревнования, что повышает интерес и мотивацию детей к выполнению речевых упражнений.

Логопедические упражнения на развитие артикуляции и фонематического слуха являются важной частью работы с детьми с ТНР. Упражнения на дыхание, постановку звуков и развитие артикуляционной моторики помогают улучшить произношение и чёткость речи. Например, упражнения на выдувание воздуха (выдувание на ватный шарик или мыльные пузыри) помогают развивать контроль за дыханием и силу выдоха, что важно для правильного произнесения звуков. Артикуляционные упражнения с использованием зеркала помогают детям лучше осознавать движение своих губ, языка и челюсти, что способствует улучшению звукового оформления речи.

Методика слухового и зрительного восприятия также играет важную роль в развитии речевой активности у детей с ТНР. Важно развивать у детей способность воспринимать и различать звуки, слова и фразы. Например, упражнения на восприятие звуковых сигналов (хлопки, стуки, колокольчики) учат детей различать звуки по высоте, длительности и громкости. Использование картинок, схем и визуальных подсказок помогает детям лучше понимать речевые инструкции и осваивать грамматические конструкции. Важно, чтобы задания включали как слуховые, так и визуальные стимулы, что помогает активизировать речевые процессы и улучшить восприятие речи.

Методика моделирования речевых ситуаций направлена на развитие у детей навыков общения и эффективного использования речи в повседневной жизни. В процессе работы воспитатель создаёт ситуации, в которых ребёнок должен использовать речь для решения задач: попросить о помощи, выразить свою просьбу или желание, рассказать о событии. Например, в игре "Магазин" дети учатся использовать речевые конструкции, такие как просьбы, вопросы и ответы, что способствует развитию коммуникативных навыков. Важно, чтобы такие ситуации были приближены к реальной жизни, что помогает детям лучше усваивать речевые навыки и применять их вне занятий.

Методика развития грамматического строя речи включает упражнения на согласование слов, использование предлогов, правильное построение предложений. Дети с ТНР часто испытывают трудности с грамматикой, поэтому важно уделять внимание корректировке речевых ошибок и развитию навыков построения связной речи. Например, воспитатель может предложить ребёнку составить предложения по картинкам, описать действие, используя правильные предлоги и грамматические формы. Важно поощрять детей к самостоятельному составлению предложений, что способствует развитию их речевой активности и способности к самовыражению.

Технологии мультимедийного обучения также могут быть полезны для развития речевой активности у детей с ТНР. Использование интерактивных игр, приложений и программ помогает детям улучшать навыки произношения и восприятия речи в увлекательной и доступной форме. Например, интерактивные программы, где ребёнок повторяет слова или фразы за персонажами на экране, помогают улучшить произношение и обогатить словарный запас. Мультимедийные ресурсы также могут использоваться для тренировки фонематического слуха и артикуляции, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

В заключение можно отметить, что развитие речевой активности у детей с тяжёлыми нарушениями речи требует использования разнообразных методик, таких как логопедические игры, упражнения на артикуляцию, моделирование речевых ситуаций и мультимедийные технологии. Важно, чтобы занятия были увлекательными и мотивировали детей к активному участию в речевой деятельности. Эти подходы помогают улучшить произношение, развить грамматический строй речи и повысить коммуникативные навыки у детей с ТНР.

 

Список литературы

Долженко, Е. А. Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения / Е. А. Долженко, Л. С.

Пилипчук

. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы L

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 29-35.

Кудрявцева С.В. Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР // Специальное образование, 2016. – 4 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×