Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Использование музыкальных игр и ритмики в работе с детьми с ТНР". Работа №69940

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Использование музыкальных игр и ритмики в работе с детьми с ТНР"
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И РИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

 

Шабанова Ирина Валентиновна, воспитатель
ГКДОУ "Детский сад N 75 "Голубок" Г.О.Горловка" ДНР

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования музыкальных игр и ритмики в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Описываются подходы, направленные на развитие речевой активности, координации движений и музыкального восприятия у детей с ТНР. Приводятся примеры музыкальных игр и ритмических упражнений, которые помогают улучшить артикуляцию, фонематический слух, а также способствуют общему развитию речи и социализации детей.

Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи, ТНР, музыкальные игры, ритмика, фонематический слух, артикуляция, речевая активность.

 

Музыкальные игры и ритмика играют важную роль в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Эти методы помогают улучшить речевую активность, развить фонематический слух, координацию движений и музыкальное восприятие, а также создают условия для коррекции речевых нарушений в увлекательной и эмоционально- насыщенной форме. Использование музыкальных игр и ритмических упражнений помогает детям воспринимать и воспроизводить ритмы, развивать артикуляционные навыки и улучшать понимание речи, что способствует общей коррекции речевых отклонений.

Музыкальные игры являются эффективным средством для стимуляции речевой активности и развития фонематического слуха у детей с ТНР. Музыка привлекает внимание детей, вызывает у них положительные эмоции и помогает им активнее вовлекаться в процесс обучения. Важным элементом музыкальных игр является работа с голосом: дети учатся петь, повторять за педагогом мелодии и ритмы, что способствует улучшению артикуляции и чёткости речи. Например, игра "Эхо" предполагает повторение ребёнком за взрослым простых музыкальных фраз или ритмов. Это помогает улучшить фонематический слух, развить чувство ритма и тренировать внимание.

Ритмические упражнения направлены на улучшение координации движений, развитие слухового восприятия и артикуляционных навыков. Дети с ТНР часто испытывают трудности с темпом речи и восприятием ритмических структур, поэтому использование упражнений, связанных с ритмом, помогает улучшить синхронизацию речи и движений. Например, дети могут хлопать в ладоши, топать ногами или бить в барабан в такт музыке, что развивает у них чувство ритма и улучшает координацию. Такие занятия помогают детям лучше осознавать ритмическую структуру речи и учат их контролировать темп и интонацию.

Методика использования музыкальных инструментов также способствует развитию речевых навыков у детей с ТНР. Использование простых инструментов, таких как маракасы, треугольник или бубен, помогает детям развивать мелкую моторику и координацию движений, что напрямую связано с развитием речевой активности. Например, дети могут играть на инструментах в такт стихотворению или песне, что способствует развитию темпо-ритмической организации речи. Музыкальные инструменты стимулируют сенсорное восприятие и активизируют речевые процессы, что помогает детям с ТНР лучше воспринимать и воспроизводить речевые звуки.

Игры с пением и движениями способствуют комплексному развитию речи, координации и внимания. Например, игры типа "Мы идём в лес", где дети поют и выполняют движения, помогают улучшить артикуляцию, учат правильно строить фразы и стимулируют развитие фонематического слуха. Важно, чтобы такие игры включали элементы повторения и ритмические структуры, что помогает детям лучше усваивать речевой материал. Пение, связанное с движениями, улучшает координацию и повышает способность детей контролировать голос и дыхание, что особенно важно для коррекции речевых нарушений.

Ритмические игры помогают детям развивать ритм и мелодику речи, что является основой для правильного произношения. Например, игра "Повтори ритм" предполагает, что педагог задаёт ритмическую последовательность (хлопки, стуки), а ребёнок должен её повторить. Это развивает способность к слуховому восприятию ритма и помогает детям лучше контролировать свои речевые процессы. Ритмическое повторение звуков и слов помогает развить синхронизацию движений и речи, что является важным аспектом в коррекции нарушений речи.

Музыкально-ритмические этюды — это небольшие музыкальные сценки или упражнения, которые объединяют в себе музыку, речь и движения. Такие этюды помогают детям осваивать речевые конструкции и развивать коммуникативные навыки. Например, этюд на тему "Поездка на поезде" может включать в себя ритмичные движения под музыку (имитация движения поезда) и проговаривание простых фраз, что стимулирует речевую активность и помогает детям осваивать речевые структуры через игру. Музыкально-ритмические этюды позволяют детям легче освоить грамматический строй речи и улучшить свои коммуникативные навыки.

Использование дыхательных упражнений в рамках ритмических занятий также важно для развития речи у детей с ТНР. Дыхательные упражнения, такие как «подуть в трубочку» или мыльные пузыри, помогают развивать контроль за дыханием, что необходимо для правильного произнесения звуков и чёткой речи. Такие упражнения могут проводиться под музыку, что делает их более увлекательными и помогает детям легче освоить навыки дыхательной координации.

Итак, использование музыкальных игр и ритмики в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи способствует развитию их речевой активности, координации движений, фонематического слуха и музыкального восприятия. Эти методы позволяют активизировать речевые процессы, улучшить артикуляцию и способствуют общему развитию речи в игровой и увлекательной форме. Важно, чтобы занятия были разнообразными и включали различные музыкальные элементы, что помогает детям с ТНР развиваться гармонично и уверенно.

 

Список литературы

Буцкая

, Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Ж. Н.

Буцкая

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 114-115.

Овчинникова

Т. С. Музыкальное развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (методические аспекты)

//

Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 4

. – С. 47-52.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×