НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Барзагова Марина Ибрагимовна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 63 «Лесная полянка» г. Белово,
Кемеровская область
Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Подчеркивается важность формирования у детей чувства патриотизма и нравственных ценностей с раннего возраста. Приводятся примеры эффективных методик и упражнений, направленных на воспитание у детей любви к Родине, уважения к культурным традициям и моральных ориентиров. Рассматривается роль воспитателя в создании условий для развития у детей нравственно-патриотических качеств.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотизм, воспитание, культурные традиции, нравственные ценности.
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Именно в детском саду закладываются основы ценностных ориентаций ребенка, формируются представления о Родине, уважение к окружающим и культурным традициям, осознается принадлежность к своей стране и ее истории. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте способствует становлению полноценной личности, осознающей свою роль в обществе и обладающей моральными принципами.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду должно строиться на основе формирования у детей таких качеств, как любовь к Родине, чувство долга, уважение к старшим, стремление к честности и справедливости. Важно, чтобы воспитание патриотизма не сводилось к формальному изучению государственной символики или истории, а было насыщено эмоциональными и яркими впечатлениями, близкими и понятными ребенку.
Одним из главных инструментов нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с культурными традициями и обычаями своего народа. Через игры, сказки, народные песни, танцы и рассказы дети узнают о национальной культуре, учатся уважать и ценить ее. Например, регулярное проведение занятий, посвященных народным праздникам и обычаям, помогает детям лучше понять и почувствовать связь с историей и культурой своей страны. Такие занятия могут включать в себя элементы театрализации, где дети выступают в роли героев народных сказок или мифов, разыгрывают сцены из жизни прошлого.
Эффективной методикой воспитания патриотизма является проведение экскурсий и походов в местные музеи, памятники, парки, природные зоны, исторические места. Такие мероприятия не только расширяют кругозор детей, но и позволяют наглядно показать важные моменты истории родного края, познакомить их с природой, архитектурой, бытом прошлого. Дети, посещающие такие мероприятия, начинают чувствовать сопричастность к своей малой родине, учатся бережному отношению к природе и культурным ценностям.
Игры и упражнения с патриотической направленностью также играют важную роль. Например, игра "Путешествие по родной стране" помогает детям узнать больше о своей стране, её городах, реках, горах и достопримечательностях. Дети могут "путешествовать" по картам, изображать представителей разных народов, живущих в России, узнавать об их традициях, играх и праздниках. Также можно использовать такие игры, как "Кто я?" или "Моя Родина", где дети отгадывают загадки и рассказывают истории о своей стране, её символах, выдающихся людях.
Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств должна проходить в атмосфере доверия и дружелюбия. Важно, чтобы воспитатель был примером для подражания, показывал своим поведением и отношением любовь к Родине, уважение к другим культурам и традициям. Например, воспитатель может делиться с детьми историями из своего детства, рассказывать о своих поездках по стране, показывать фотографии и сувениры, привезенные из разных мест, рассказывать о традициях своей семьи.
Особое внимание следует уделять развитию у детей нравственных качеств, таких как доброта, честность, ответственность и взаимопомощь. Это можно делать через специальные игры и упражнения, чтение книг, обсуждение поступков персонажей сказок и рассказов. Например, после прочтения сказки о добром герое можно обсудить с детьми, что значит быть добрым, почему важно помогать другим, какие качества характера должны быть у настоящего патриота. Важно давать детям возможность выражать свои чувства и мысли, поддерживать их в стремлении к справедливости и честности.
Творческие задания также играют важную роль в патриотическом воспитании. Дети могут рисовать на тему "Моя Родина", "Герои моей страны", "Природа моего края", создавать коллективные аппликации и поделки, иллюстрирующие исторические события или традиции. Такие занятия не только развивают у детей творческое мышление и воображение, но и способствуют закреплению знаний о родной стране, её символах и истории.
Музыкальные занятия, включающие пение народных и патриотических песен, также способствуют воспитанию патриотических чувств у детей. Музыка создает эмоциональный отклик, помогает детям прочувствовать любовь к Родине и гордость за её достижения. Пение гимна страны или исполнение народных песен на праздниках помогает детям почувствовать себя частью единого народа, ощутить свою значимость и принадлежность к большой семье.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является многогранным процессом, включающим разнообразные формы и методы. Оно должно быть направлено на формирование у детей чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к её культуре и традициям. Важную роль в этом процессе играет воспитатель, который своим примером и поддержкой помогает детям понять и принять ценности, необходимые для их полноценного развития как граждан своей страны.
Список литературы
Бичева
И.Б. Повышение методической готовности педагогов к патриотическому воспитанию дошкольников / И.Б.
Бичева
, А.В.
Хижная
, О.Е.
Купаева
// Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-1. – С. 58-61.
Богданович Т.С. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС ДО // Символ науки. – 2022. – № 7-1. – С. 21-26.
Кузьмина К.П. Вопросы духовно-нравственного воспитания в современной системе дошкольного образования // Наука и образование. – 2022. – № 4. – С.– 1-6.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат