Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ . Работа №69970

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методика использования дидактических игр для развития памяти, внимания, мышления у детей с ОВЗ
Работа:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Вора Лидия Ивановна,

педагог-психолог МБОУ "ШИСОО" с. Самбург

 

Аннотация. В статье рассматривается методика использования дидактических игр для развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специфика работы с детьми с ОВЗ требует индивидуального подхода, и дидактические игры, как один из методов коррекционной педагогики, оказываются важным инструментом для развития памяти, внимания, мышления. Рассматриваются принципы подбора игр и методы их адаптации с учетом особенностей детей с различными нарушениями развития. Приводятся практические рекомендации по организации игрового процесса для педагогов-психологов.

Ключевые слова: дидактические игры, дети с ОВЗ, память, внимание, мышление, коррекционная педагогика, психическое развитие, специальные образовательные потребности.

 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода, учитывающего специфические образовательные и психологические потребности ребенка. Одним из эффективных методов воздействия на познавательные процессы является использование дидактических игр. Эти игры направлены на развитие ключевых когнитивных функций, таких как память, внимание и мышление, которые часто страдают у детей с различными нарушениями. В условиях игровой деятельности ребёнок легче усваивает материал, что способствует его успешной адаптации к учебному процессу и социальной жизни.

Дидактические игры занимают особое место в коррекционной педагогике, так как они позволяют сочетать обучение с элементами развлечения, делая образовательный процесс для детей с ОВЗ менее стрессовым и более доступным. В данной статье мы рассмотрим основные подходы к использованию дидактических игр, особенности их подбора и применения для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.

Память является одной из ключевых когнитивных функций, которая часто страдает у детей с ОВЗ в результате нарушений развития, таких как интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра или ДЦП. Для стимуляции памяти используются игры, направленные на повторение и запоминание информации, а также на закрепление навыков.

Игры, такие как "Найди отличия" или "Запомни предметы", направлены на развитие зрительной памяти. Дети должны запомнить определенное количество предметов, их расположение или цвет, а затем воспроизвести увиденное. Такие упражнения не только тренируют память, но и способствуют развитию внимания и наблюдательности.

Дети с ОВЗ могут испытывать трудности с восприятием и запоминанием устной информации. Для тренировки слуховой памяти подойдут игры, где необходимо повторять услышанные слова, фразы или последовательности звуков. Например, игра "Повтори за мной" предполагает, что ребёнок должен запомнить и воспроизвести услышанную последовательность слов или звуков.

Дети с ОВЗ часто испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания на одной задаче, что препятствует успешному усвоению знаний. Дидактические игры помогают развивать различные виды внимания: устойчивое, распределённое и переключаемое.

Такие игры, как "Найди и покажи", где ребёнку необходимо найти определённые предметы среди множества отвлекающих факторов, помогают развивать способность концентрироваться на задаче. Также можно использовать игры на внимательность, где необходимо искать скрытые объекты или ошибки в изображениях.

Для детей с ОВЗ важно учить их быстро переключаться между разными видами деятельности. Игры с быстрыми сменами условий, такие как "Что изменилось?", где нужно запомнить и быстро заметить изменение, помогают развить навык переключения внимания.

Мышление у детей с ОВЗ может развиваться с замедлением или с отклонениями, что делает его развитие одной из приоритетных задач в коррекционной работе. Дидактические игры способствуют развитию логического, наглядно-образного и творческого мышления.

Для развития логики используются игры на классификацию и обобщение. Например, игра "Найди лишнее" учит детей находить логические связи между предметами и понятиями. Другие игры могут быть направлены на решение простых задач и головоломок, что развивает аналитическое мышление.

Пазлы и конструкторы – отличные инструменты для развития наглядно-образного мышления. Дети учатся сопоставлять формы, цвета, пространственные отношения между объектами. Такие игры помогают формировать пространственное мышление и восприятие.

Игры, предполагающие создание нового на основе представленного материала, способствуют развитию креативного мышления. Например, задания на дорисовывание картинок, создание историй по набору изображений или составление собственных сюжетов учат детей мыслить нестандартно.

При работе с детьми с ОВЗ важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также характер и степень его нарушений. Игры должны быть адаптированы с учётом уровня развития ребёнка и его возможностей.

Дети с разными видами ОВЗ (например, с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата) нуждаются в адаптированных методах проведения игр. Например, для детей с нарушениями зрения используются тактильные игры, а для детей с нарушениями слуха игры с акцентом на визуальные стимулы.

Игры должны вызывать интерес у детей и быть для них эмоционально значимыми. Игровая деятельность стимулирует познавательную активность, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать сложности с поддержанием внимания и интереса к учебной деятельности.

В заключение отметим, что дидактические игры являются важным инструментом в развитии памяти, внимания и мышления у детей с ОВЗ. Правильно подобранные и адаптированные игры могут значительно улучшить когнитивные функции и помочь детям преодолеть многие трудности в обучении и социализации. Педагогам-психологам важно учитывать индивидуальные потребности детей, создавать условия для мотивации и интереса к игровой деятельности. Игровой процесс должен быть целенаправленным, но при этом оставаться гибким, чтобы соответствовать возможностям каждого ребёнка.

 

Список литературы

 

Бочарова

, Н. В. Дидактические игры в системе коррекционной работы / Н. В.

Бочарова

. – Санкт-Петербург: Питер, 2020.

Коломинский

, Я. Л. Игры для развития познавательных процессов у детей / Я. Л.

Коломинский

. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020.

Слободчиков

, В. И. Психология детей с особыми образовательными потребностями / В. И.

Слободчиков

. – Москва:

Юрайт

, 2021.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×