Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы и техники коррекционной работы с агрессивными подростками . Работа №69972

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы и техники коррекционной работы с агрессивными подростками
Работа:

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

Вора Лидия Ивановна,

педагог-психолог МБОУ "ШИСОО" с. Самбург

 

Аннотация. Статья посвящена методам и техникам коррекционной работы с агрессивными подростками. Агрессия в подростковом возрасте часто связана с психоэмоциональными и социальными проблемами, требующими особого внимания со стороны педагогов-психологов. Рассматриваются основные подходы к работе с агрессивными подростками: когнитивно-поведенческая терапия, методики телесно-ориентированной терапии, арт-терапия и тренинговые формы работы. Статья содержит практические рекомендации по их применению в коррекционной деятельности и формирует представление о комплексном подходе в работе с подростками с агрессивным поведением.

Ключевые слова: агрессия, подростки, коррекционная работа, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, психоэмоциональная коррекция, тренинговые техники.

 

Агрессивное поведение у подростков является одной из актуальных проблем современной школы и общества в целом. Подростковый возраст — период интенсивного психоэмоционального развития, когда формируются личностные установки, социальные и моральные нормы. Агрессия может возникать в результате эмоциональной нестабильности, социальной изоляции, проблем в семье, влияния окружающей среды или возрастных кризисов. Задача педагога-психолога заключается в своевременном выявлении причин агрессии и подборе методов коррекционной работы, направленных на снижение агрессивности и развитие у подростков навыков саморегуляции и конструктивного поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы с агрессивными подростками. Этот метод направлен на изменение деструктивных мыслительных паттернов, которые лежат в основе агрессивного поведения, и обучение подростков новым формам реагирования в конфликтных ситуациях.

Подростки часто не осознают причин своей агрессии. Методика идентификации триггеров заключается в том, чтобы помочь подростку понять, какие ситуации или действия вызывают у него агрессивные реакции. Педагог-психолог помогает подростку составить список "триггеров" и анализировать их, что способствует осознанию своих эмоций и снижению уровня агрессии.

Многие агрессивные реакции вызваны негативными автоматическими мыслями, такими как "Меня никто не понимает" или "Они специально меня провоцируют". Работа по изменению этих установок, их замена на более конструктивные, помогает подросткам иначе воспринимать конфликтные ситуации и реагировать на них более спокойно.

Арт-терапия используется как способ выражения и осознания агрессивных эмоций, с которыми подростки часто не могут справиться вербально. Это безопасный и эффективный метод, позволяющий снять внутреннее напряжение и исследовать внутренние переживания.

Рисование является одним из самых доступных способов выплеска агрессивных эмоций. Подросткам предлагается нарисовать свои чувства, используя любые краски и материалы. Это позволяет им увидеть свои эмоции со стороны, проанализировать их и осознать, что агрессия не является единственным способом выражения себя.

Метод заключается в том, что подросткам предлагается создать визуальный образ своей агрессии, используя различные материалы: бумагу, пластилин, ткани и т. д. В ходе работы подросток учится трансформировать свой агрессивный образ в более позитивный и конструктивный, что помогает ему справляться с агрессивными импульсами в реальной жизни.

 

Агрессия у подростков часто сопровождается телесным напряжением, которое может проявляться в виде мышечных зажимов или чрезмерной физической активности. Телесно-ориентированные техники помогают подросткам осознать свои телесные реакции и научиться расслабляться.

Методика "Прогрессивная мышечная релаксация" заключается в постепенном напряжении и расслаблении различных групп мышц. Педагог-психолог учит подростков осознавать моменты напряжения в теле и контролировать их. Это помогает снизить уровень физического напряжения, связанного с агрессивными импульсами, и способствует общей релаксации.

Практика глубокого дыхания является одним из наиболее простых, но эффективных способов работы с агрессией. Педагог-психолог обучает подростков технике диафрагмального дыхания, которое помогает быстро снизить уровень стресса и агрессивности в ситуациях, вызывающих раздражение.

Групповые тренинги представляют собой мощный инструмент коррекционной работы, так как они позволяют подросткам взаимодействовать в контролируемых условиях, моделируя конфликтные ситуации и отрабатывая новые формы поведения.

Тренинг "Социальные навыки" направлен на обучение подростков конструктивным формам взаимодействия с окружающими. В процессе тренинга подростки разыгрывают ролевые игры, моделирующие различные конфликтные ситуации, и учатся решать их без агрессии, применяя навыки коммуникации, компромисса и эмпатии.

Эмоциональная регуляция — это способность контролировать свои эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях. В рамках тренинга подростки обучаются методам саморегуляции, таким как использование позитивных утверждений, визуализация и самонаблюдение.

В заключение можно отметить, что коррекционная работа с агрессивными подростками требует комплексного подхода, включающего когнитивно-поведенческие методики, арт-терапию, телесно-ориентированные техники и тренинговые формы. Каждый подросток уникален, и методы должны подбираться с учётом его индивидуальных особенностей, причин агрессивного поведения и уровня эмоционального развития. Использование комплексных методов позволяет подросткам осознать и контролировать свою агрессию, что способствует их социальной адаптации и эмоциональному благополучию.

 

Список литературы

 

Бехтерева, В. М.

Психокоррекция

агрессивного поведения у подростков / В. М. Бехтерева. – Москва: Психология и педагогика, 2020.

Грошев, А. Н.

Когнитивно

-поведенческая терапия агрессии у подростков / А. Н. Грошев. – Санкт-Петербург: Питер, 2019.

Захаров, А. И. Телесно-ориентированные техники для детей и подростков / А. И. Захаров. – Москва: Академия, 2020.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×