ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУК В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Рассветаева Наталия Олеговна, воспитатель
МБДОУ № 2
Аннотация. В статье рассматривается использование технологии лэпбук в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Описываются принципы создания и применения лэпбуков для развития познавательных, творческих и коммуникативных навыков у детей. Приводятся примеры тем и форматов лэпбуков, которые способствуют активному вовлечению детей в образовательный процесс и обеспечивают индивидуальный подход к обучению.
Ключевые слова: лэпбук, дошкольное образование, воспитатель, развитие детей, индивидуальный подход, творчество, познавательные навыки.
Лэпбук — это интерактивная папка, в которой собраны различные материалы по определённой теме. Он является одним из инновационных методов работы с детьми дошкольного возраста, так как позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети могли изучать материал через практическую деятельность, самостоятельно открывая новые знания. В отличие от традиционных форм обучения, лэпбук представляет собой более интерактивный и увлекательный инструмент, который помогает детям легко и с интересом усваивать материал. Использование лэпбуков позволяет воспитателю индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности и потребности каждого ребёнка.
Одним из главных преимуществ лэпбука является его структурированность. В каждом лэпбуке все материалы, посвящённые определённой теме, разделены на разделы, что делает процесс изучения последовательным и логичным. Например, если тема лэпбука — «Времена года», то каждый раздел может быть посвящён одному из времён года. В каждом разделе могут быть представлены разнообразные материалы: картинки, кармашки с заданиями, мини-книжки с интересными фактами, головоломки, пазлы и многое другое. Дети могут исследовать содержимое лэпбука в своём темпе, что способствует их самостоятельности и ответственности за обучение.
Технология лэпбука является универсальной и может быть использована в работе с детьми на разных этапах их развития. Лэпбук может включать в себя материалы, направленные на развитие познавательных, речевых, математических, экологических и творческих навыков. Например, воспитатель может создать лэпбук на тему «Моя Родина», где будут представлены задания на развитие речи (расскажи о своём городе), математики (реши примеры и узнай код города), творчества (нарисуй флаг или символ города). Таким образом, дети одновременно развивают разные навыки в ходе одной деятельности, что делает процесс обучения более комплексным.
Одним из наиболее популярных способов использования лэпбуков является изучение природных явлений и экологии. Например, воспитатель может создать лэпбук на тему «Природа вокруг нас», где будут представлены мини-книжки о животных, растениях, временах года, погоде и других явлениях природы. Внутри каждого кармашка могут находиться загадки, стихи, вопросы и задания, которые стимулируют интерес детей к изучению окружающего мира. Дети могут изучать материал самостоятельно, переходя от одного элемента лэпбука к другому, или работать в группах, что развивает навыки взаимодействия и сотрудничества.
Лэпбук также способствует развитию творческих способностей детей. В процессе создания лэпбука воспитатели могут привлекать детей к выполнению различных творческих заданий, таких как создание иллюстраций, раскрашивание, вырезание и наклеивание. Например, дети могут нарисовать и вырезать листья для раздела «Осень» или создать аппликации животных для раздела «Лесные обитатели». Этот процесс не только развивает моторику и творческое мышление детей, но и помогает им лучше запомнить изучаемый материал, так как они активно участвуют в его создании.
Использование лэпбуков позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждый ребёнок может работать с лэпбуком в своём темпе, выбирая задания, которые ему интересны. Это особенно важно для дошкольников, так как все дети развиваются с разной скоростью, и важно предоставить им возможность учиться в соответствии с их индивидуальными особенностями. Воспитатель может создать лэпбуки различного уровня сложности, что позволит каждому ребёнку получать задания, соответствующие его уровню подготовки и интересам.
Интерактивность является ещё одним важным аспектом использования лэпбуков. Лэпбук — это не просто папка с информацией, а интерактивный инструмент, с которым дети могут активно взаимодействовать. Например, дети могут открывать кармашки, листать мини-книжки, вставлять недостающие элементы в картинки, решать головоломки и выполнять другие задания, что делает процесс обучения более увлекательным и динамичным. Дети становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует лучшему усвоению материала.
Коллективная работа с лэпбуком также может стать интересным и полезным опытом для детей. Воспитатель может предложить детям создать общий лэпбук на заданную тему, распределив задания между ними. Например, один ребёнок может отвечать за создание мини-книжки о животных, другой — о растениях, третий — о погоде и т.д. Это учит детей работать в команде, развивает у них ответственность за свою часть работы и формирует навыки взаимодействия в коллективе.
Приведённый в работе материал позволяет понять, что технология лэпбук является эффективным инструментом в работе воспитателя, так как она позволяет создать увлекательный, интерактивный и индивидуализированный процесс обучения. Лэпбук способствует развитию познавательных, речевых и творческих навыков у дошкольников, делает процесс усвоения знаний более интересным и доступным для каждого ребёнка. Важно, чтобы воспитатели активно использовали лэпбуки в образовательной деятельности, создавая условия для всестороннего развития детей.
Список литературы
Нурисламова
, А. Д.
Лэпбук
в работе педагогов дошкольного образования / А. Д.
Нурисламова
, Н. С. Давыдова, Ю. С.
Тазова
.
// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 89-91.
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 56» / Современная инновационная игровая технология «
Лэпбук
» как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка: методическая разработка / Педагогический коллектив. – Зима: МБДОУ «Детский сад № 56», 2016.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат