Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Эмоционально-волевое развитие детей с ТНР через драматизацию и театрализованную деятельность". Работа №70019

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Эмоционально-волевое развитие детей с ТНР через драматизацию и театрализованную деятельность"
Работа:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ДРАМАТИЗАЦИЮ И ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Трачук Инна Александровна, воспитатель

ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида Г.О. Горловка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы эмоционально-волевого развития детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) через драматизацию и театрализованную деятельность. Описаны подходы, которые способствуют развитию у детей эмоциональной сферы, навыков самовыражения и укреплению волевых качеств через театральные игры и постановки. Приведены примеры практических упражнений, направленных на улучшение коммуникативных способностей и создание условий для преодоления речевых нарушений.

Ключевые слова: ТНР, драматизация, театрализованная деятельность, эмоционально-волевое развитие, самовыражение, коммуникативные навыки.

 

Эмоционально-волевое развитие играет важную роль в гармоничном формировании личности детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи). Дети с речевыми нарушениями часто сталкиваются с трудностями в выражении своих эмоций и желаний, что может негативно сказываться на их социальной адаптации и самооценке. Драматизация и театрализованная деятельность создают благоприятные условия для развития эмоциональной сферы и коммуникативных способностей детей с ТНР, помогая им преодолевать речевые барьеры и выражать свои эмоции через игру и театральные постановки.

Одним из ключевых методов является драматизация сказок и историй, где дети могут разыгрывать сцены, исполняя роли разных персонажей. Это помогает детям с ТНР учиться понимать и выражать эмоции через ролевую игру. Например, разыгрывая диалоги между персонажами, дети учатся выражать радость, удивление, грусть или гнев, что способствует развитию их эмоциональной сферы. Воспитатель может предложить детям разыгрывать сказки, такие как «Три поросёнка» или «Репка», что помогает им активно взаимодействовать друг с другом, развивая при этом речевые и эмоциональные навыки.

Театральные игры, включающие мимику и жесты, помогают детям с ТНР развивать не только речь, но и способность выражать свои эмоции через тело. Например, игра «Угадай эмоцию» предполагает, что один ребёнок изображает определённое эмоциональное состояние (радость, страх, удивление), а другие дети должны его угадать. Такие упражнения способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, учат детей осознавать свои эмоции и воспринимать чувства других. Это важный элемент в эмоционально-волевом развитии, так как он помогает детям лучше осознавать и контролировать свои эмоциональные состояния.

Театрализованные постановки позволяют детям более глубоко погружаться в роли и выражать свои мысли и эмоции через игру. Воспитатель может организовать небольшие театральные спектакли, где дети будут исполнять роли сказочных или вымышленных персонажей. Например, постановка «Колобок» может быть адаптирована таким образом, чтобы каждый ребёнок мог выразить себя через роль, используя как речь, так и жесты. Важно, чтобы дети не просто воспроизводили текст, но и выражали эмоциональные реакции своих персонажей, что помогает развивать эмоциональный интеллект и укреплять волевые качества.

Ролевая игра является мощным инструментом для развития волевых качеств у детей с ТНР. В процессе игры дети учатся принимать решения, справляться с трудностями и работать в коллективе, что укрепляет их самоконтроль и способность к саморегуляции. Например, ролевые игры, где дети исполняют роли врачей, учителей или продавцов, помогают им развивать навыки решения проблем и взаимодействия с другими. Это учит детей справляться с напряжёнными ситуациями, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями, у которых может быть занижена уверенность в себе.

Музыкально-драматические упражнения также играют важную роль в эмоционально-волевом развитии детей с ТНР. Например, упражнения, включающие пение, ритмические движения и имитацию, помогают детям развивать ритм и мелодику речи, а также эмоциональное самовыражение через музыку. Воспитатель может предложить детям петь песни персонажей или двигаться под музыку, передавая настроение произведения. Это помогает детям не только развивать речь, но и учит их выражать свои эмоции через творческую деятельность.

Работа в группах в процессе театрализованной деятельности способствует развитию коллективных взаимодействий и социализации детей с ТНР. Совместные постановки и игры помогают детям научиться работать в команде, уважать мнение других и принимать коллективные решения. Это развивает у детей волевые качества, такие как настойчивость, терпение и способность к сотрудничеству. Например, постановка коллективной пьесы требует от каждого участника определённого вклада, что помогает детям учиться справляться с ответственностью и работать на общий результат.

В завершение можно отметить, что драматизация и театрализованная деятельность оказывают положительное влияние на эмоционально-волевое развитие детей с ТНР, помогая им развивать коммуникативные и эмоциональные навыки, преодолевать речевые трудности и укреплять волевые качества. Ролевые игры, театральные постановки и музыкальные упражнения способствуют тому, что дети учатся выражать свои эмоции, взаимодействовать с окружающими и осознавать свои внутренние состояния, что является важным элементом их общего развития.

 

Список литературы

1. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет.‒М.: Обруч, 2014.

2. Насибуллина А. Д., Шаукенова Э. Ш. Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 123–126. 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×