ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Белых Анастасия Валериевна, учитель-логопед
ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей применения сказки в логопедической практике для коррекции речевых нарушений у детей. Сказки, как форма художественной литературы, обладают уникальным потенциалом для развития речевых навыков, обогащения языка и формирования креативного мышления. В статье представляется теоретический обоснование применения сказки, описываются её функции и роль в логопедической работе, а также приводятся практические рекомендации для интеграции сказочной деятельности в занятия с детьми, имеющими речевые нарушения.
Ключевые слова: сказка, логопедия, речевые нарушения, коррекционная работа, развитие речи, художественная литература, дети.
Речевые нарушения у детей представляют собой серьёзную проблему, требующую комплексного подхода к решению. Важным аспектом коррекционной работы является использование различных методических приемов, среди которых особое место занимает применение художественных средств, в частности, сказки. Сказка как жанр литературы обладает не только развлекательным, но и воспитательным потенциалом, что делает её эффективным инструментом в логопедической практике.
В ходе данной статьи будет рассмотрена роль сказки в логопедической практике, её влияние на речевое развитие детей, а также методы применения сказок в занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сказки — это не просто увлекательные истории, но и важные культурные и образовательные инструменты. Их сюжеты, характеры и события создают уникальную возможность для внедрения специфических речевых структур и лексических единиц. Более того, сказки часто содержат поведенческие модели и моральные идеалы, что помогает детям развивать не только речевые, но и социальные навыки.
Дети воспринимают информацию через эмоции и образы. Сказки, благодаря своей наглядности и эмоциональной насыщенности, помогают лучше усваивать новую информацию и активно участвовать в речевом общении. Психологический комфорт, создаваемый сказочными ситуациями, снижает уровень тревожности и способствует открытости детей, что важно для детей с речевыми нарушениями.
Сказки, как правило, имеют оформленную структуру, включающую повторяющиеся элементы и характерные формулировки. Эти особенности способствуют активизации слухового восприятия и артикуляционного аппарата детей, позволяют формировать правильные грамматические конструкции и обогащать словарный запас. Процесс рассказывания и обсуждения сказок может служить отличным материалом для работы над фонетическими, фонематическими, лексическими и грамматическими аспектами речи.
При выборе сказок для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, важно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Рекомендуется выбирать короткие и простые рассказы, где можно найти ясные смысловые акценты и повторяющиеся фразы. Например, такие сказки как «Колобок», «Репка» или «Теремок» могут стать отличным материалом для работы.
Использование сказки в логопедических занятиях может включать различные методы:
Чтение и пересказ: Учитель читает сказку, а затем предлагает детям пересказать её основную идею. Это способствует развитию речевых навыков и формированию навыков повествования.
Игра в сказку: Оживление сюжета через ролевые игры или кукольный театр позволяет детям активно участвовать в сказочном процессе, развивая при этом речь и выражая эмоции.
Создание своих сказок: Предложение детям придумать свои альтернативные версии известных сказок или создать новые сюжеты помогает развивать креативность и уверенность в своих речевых способностях.
Работа с иллюстрациями: Использование картинок к сказкам развивает визуальное восприятие, а обсуждение этих изображений способствует обогащению словарного запаса.
В зависимости от речевых нарушений у детей, необходим дифференцированный подход. Например, для детей с дизартрией важен акцент на правильной артикуляции, а для детей с алалией — на понимании структуры языка. Индивидуальные потребности должны определять выбор конкретных методов и подходов.
Рекомендации для логопедов. Активное слушание: Создавайте атмосферу доверия, позволяя детям свободно выражать своих мысли и эмоции. Многообразие материалов: Используйте различные виды сказок — народные, авторские, современные. Это поможет интересовать детей и поддерживать внимание. Обсуждение: После прочтения, задавайте детям вопросы о содержании сказки — что понравилось, что запомнили, как бы они поступили в данной ситуации.
Рекомендации для родителей. Чтение сказок дома: Рекомендуйте читать детям сказки и обсуждать их. Это создаёт положительный контекст для речевой активности на семейном уровне. Использование ролевых игр: Предложите детям разыгрывать сюжеты сказок вместе с родителями, что поможет развивать общение и фантазию. Создание собственных историй: Включайте детей в процесс создания новых сказок, что окажет положительное влияние на их речевое развитие.
Использование сказки в логопедической практике является эффективным методом, способствующим развитию речевых навыков у детей с речевыми нарушениями. Сказки помогают создавать эмоциональную связь между логопедом и ребёнком, что важно для успешного усвоения языковых норм. Применение разнообразных методов и подходов, соответствующих индивидуальным особенностям детей, делает занятия интересными и продуктивными. Работая с детьми через сказку, мы не только развиваем их речь, но и формируем у них понимание культурных и социальных ценностей, что в свою очередь способствует их успешной интеграции в общество.
Список литературы
Мирошниченко, Н. В. Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Н. В. Мирошниченко, М. В. Денежко, Е. В. Молчанова, И. Л. Буланцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 313-316.
Харламова, Е. В. Логопедические сказки как средство развития активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 183-186.
Цамая, М. Ю. Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска) / М. Ю. Цамая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6021/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат