Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности". Работа №70061

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности"
Работа:

Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности

 

Мустафина Дарья Сергеевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад 114 г. Челябинск

 

Аннотация.    Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста важная задача, стоящая перед воспитателями. С раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения в опасных ситуациях, чтобы минимизировать риски травм и несчастных случаев. В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, которые помогут дошкольникам освоить основные правила безопасности в доступной и увлекательной форме.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дошкольники, воспитатель, методы обучения, развитие детей, игровые технологии, моделирование ситуаций, профилактика травматизма.

 

Проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в современном мире становится всё более актуальной. Дети ещё недостаточно развиты для самостоятельного анализа окружающей обстановки, а их природная любознательность и активность могут привести к нежелательным последствиям. Важную роль в воспитании навыков безопасного поведения играет воспитатель, который должен грамотно и систематически формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Для того чтобы обучение ОБЖ было максимально эффективным, необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. У них слабо развита способность абстрактного мышления, и они лучше воспринимают информацию через конкретные примеры, яркие образы и игровые ситуации. Эффективными методами и приемами формирования основ безопасности у детей являются игровые технологии, моделирование ситуаций, использование наглядных материалов, а также проведение ролевых игр.

Одним из наиболее действенных методов является игровая деятельность. В игре дети учатся, осваивают новое и лучше понимают, как нужно действовать в различных ситуациях. Игры можно использовать для моделирования опасных ситуаций и разъяснения детям правил поведения. Например, игра «Что делать, если...», где воспитатель описывает разные ситуации, а дети по очереди объясняют, как бы они поступили. Это может быть имитация пожара, незнакомого человека на улице, собаки без поводка и другие.

Пример игры: «Внимательный пешеход». Воспитатель предлагает детям пройти по «дороге» с имитацией пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков. Дети должны правильно определить, когда можно переходить дорогу, а когда необходимо остановиться. Такие игры помогают развивать у детей внимание и координацию, а также закрепляют правила дорожного движения.

Другим важным методом является моделирование реальных ситуаций. С помощью этого подхода дети учатся безопасно действовать в опасных условиях, не испытывая при этом реального риска. Например, можно провести тренировочные занятия по эвакуации в случае пожара. Дети должны быстро и организованно покинуть помещение, следуя указаниям воспитателя. Это позволяет закрепить навыки правильного поведения в критических ситуациях.

Одним из ключевых аспектов ОБЖ является формирование у детей навыков самосохранения и ответственности за своё поведение. Важно научить ребёнка распознавать потенциально опасные объекты и ситуации, например, острые предметы, розетки, горячие поверхности. Для этого можно использовать наглядные материалы плакаты, иллюстрации, а также проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных технологий. Важно акцентировать внимание детей на том, что нельзя играть с огнём, электрическими приборами или лекарствами.

Пример задания: воспитатель показывает детям картинки с изображением опасных предметов (огонь, электрические розетки) и безопасных (игрушки, книги, мебель), и предлагает детям разделить их на две группы опасное и безопасное.

Эффективным приёмом является использование художественной литературы. Чтение сказок и рассказов о безопасном поведении помогает донести до детей важные идеи в доступной и понятной форме. Например, сказка о непослушном щенке, который выбежал на дорогу и попал в беду, может наглядно продемонстрировать детям, почему важно соблюдать правила дорожного движения.

Регулярные беседы и обсуждения также играют важную роль. После игр или моделирования ситуаций воспитатель должен обсудить с детьми, почему важно вести себя правильно и что может произойти, если игнорировать правила. Детям необходимо понимать не только что нужно делать, но и почему это важно. Беседы помогают закрепить знания и осознать их значимость.

Не стоит забывать и о взаимодействии с родителями. Воспитатель должен привлекать родителей к процессу обучения детей основам безопасности, проводя для них консультации, семинары или тематические встречи. Родители могут продолжить обучение дома, что укрепит знания детей и повысит их уровень ответственности. Совместные мероприятия, такие как «День безопасности», могут стать отличной возможностью для взаимодействия воспитателей, детей и родителей в вопросах безопасности.

Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста требует систематической и комплексной работы. Использование игровых методов, моделирования ситуаций, наглядных материалов и бесед помогает детям не только усваивать важные правила, но и применять их в реальных жизненных ситуациях. Важную роль в этом процессе играет педагогическая компетентность воспитателя, его способность адаптировать материалы к возрасту и уровню развития детей, а также заинтересованность родителей в воспитании безопасного поведения у своих детей.

 

Список литературы

Ережепова

И

.

М

.

Формирование

основ

безопасности

жизнедеятельности

у

детей

дошкольного

возраста

//

Сборник

материалов

Ежегодной

международной

научно

-

практической

конференции

«Воспитание

и

обучение

детей

младшего

возраста»

. 2015.

.

Усмонов

М

.

Т

.,

Мирзаева

Ф

.

Ш

.

Ф

ормирование

основ

безопасности

жизнедеятельности

как

фактор

социализации

старших

дошкольников

//

Экономика

и

социум

. 2022.

2-1 (93).

Шинтяпина

А

.

И

,

Фархшатова

И

.

А

.

Ф

ормирование

основ

безопасного

поведения

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

//

Проблемы

современного

педагогического

образования

. 2020.

66-1.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×