Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Мустафина Дарья Сергеевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 114 г. Челябинск
Аннотация. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста — важная задача, стоящая перед воспитателями. С раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения в опасных ситуациях, чтобы минимизировать риски травм и несчастных случаев. В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, которые помогут дошкольникам освоить основные правила безопасности в доступной и увлекательной форме.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дошкольники, воспитатель, методы обучения, развитие детей, игровые технологии, моделирование ситуаций, профилактика травматизма.
Проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в современном мире становится всё более актуальной. Дети ещё недостаточно развиты для самостоятельного анализа окружающей обстановки, а их природная любознательность и активность могут привести к нежелательным последствиям. Важную роль в воспитании навыков безопасного поведения играет воспитатель, который должен грамотно и систематически формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Для того чтобы обучение ОБЖ было максимально эффективным, необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. У них слабо развита способность абстрактного мышления, и они лучше воспринимают информацию через конкретные примеры, яркие образы и игровые ситуации. Эффективными методами и приемами формирования основ безопасности у детей являются игровые технологии, моделирование ситуаций, использование наглядных материалов, а также проведение ролевых игр.
Одним из наиболее действенных методов является игровая деятельность. В игре дети учатся, осваивают новое и лучше понимают, как нужно действовать в различных ситуациях. Игры можно использовать для моделирования опасных ситуаций и разъяснения детям правил поведения. Например, игра «Что делать, если...», где воспитатель описывает разные ситуации, а дети по очереди объясняют, как бы они поступили. Это может быть имитация пожара, незнакомого человека на улице, собаки без поводка и другие.
Пример игры: «Внимательный пешеход». Воспитатель предлагает детям пройти по «дороге» с имитацией пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков. Дети должны правильно определить, когда можно переходить дорогу, а когда необходимо остановиться. Такие игры помогают развивать у детей внимание и координацию, а также закрепляют правила дорожного движения.
Другим важным методом является моделирование реальных ситуаций. С помощью этого подхода дети учатся безопасно действовать в опасных условиях, не испытывая при этом реального риска. Например, можно провести тренировочные занятия по эвакуации в случае пожара. Дети должны быстро и организованно покинуть помещение, следуя указаниям воспитателя. Это позволяет закрепить навыки правильного поведения в критических ситуациях.
Одним из ключевых аспектов ОБЖ является формирование у детей навыков самосохранения и ответственности за своё поведение. Важно научить ребёнка распознавать потенциально опасные объекты и ситуации, например, острые предметы, розетки, горячие поверхности. Для этого можно использовать наглядные материалы — плакаты, иллюстрации, а также проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных технологий. Важно акцентировать внимание детей на том, что нельзя играть с огнём, электрическими приборами или лекарствами.
Пример задания: воспитатель показывает детям картинки с изображением опасных предметов (огонь, электрические розетки) и безопасных (игрушки, книги, мебель), и предлагает детям разделить их на две группы — опасное и безопасное.
Эффективным приёмом является использование художественной литературы. Чтение сказок и рассказов о безопасном поведении помогает донести до детей важные идеи в доступной и понятной форме. Например, сказка о непослушном щенке, который выбежал на дорогу и попал в беду, может наглядно продемонстрировать детям, почему важно соблюдать правила дорожного движения.
Регулярные беседы и обсуждения также играют важную роль. После игр или моделирования ситуаций воспитатель должен обсудить с детьми, почему важно вести себя правильно и что может произойти, если игнорировать правила. Детям необходимо понимать не только что нужно делать, но и почему это важно. Беседы помогают закрепить знания и осознать их значимость.
Не стоит забывать и о взаимодействии с родителями. Воспитатель должен привлекать родителей к процессу обучения детей основам безопасности, проводя для них консультации, семинары или тематические встречи. Родители могут продолжить обучение дома, что укрепит знания детей и повысит их уровень ответственности. Совместные мероприятия, такие как «День безопасности», могут стать отличной возможностью для взаимодействия воспитателей, детей и родителей в вопросах безопасности.
Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста требует систематической и комплексной работы. Использование игровых методов, моделирования ситуаций, наглядных материалов и бесед помогает детям не только усваивать важные правила, но и применять их в реальных жизненных ситуациях. Важную роль в этом процессе играет педагогическая компетентность воспитателя, его способность адаптировать материалы к возрасту и уровню развития детей, а также заинтересованность родителей в воспитании безопасного поведения у своих детей.
Список литературы
Ережепова
И
.
М
.
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
у
детей
дошкольного
возраста
//
Сборник
материалов
Ежегодной
международной
научно
-
практической
конференции
«Воспитание
и
обучение
детей
младшего
возраста»
. 2015.
№
.
Усмонов
М
.
Т
.,
Мирзаева
Ф
.
Ш
.
Ф
ормирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
как
фактор
социализации
старших
дошкольников
//
Экономика
и
социум
. 2022.
№
2-1 (93).
Шинтяпина
А
.
И
,
Фархшатова
И
.
А
.
Ф
ормирование
основ
безопасного
поведения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
//
Проблемы
современного
педагогического
образования
. 2020.
№
66-1.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат