ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Хара Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа", ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методы и техники применения индивидуальных и групповых форм работы на уроках русского языка и литературы в контексте личностно-ориентированного подхода. Особое внимание уделяется важности создания благоприятной образовательной среды, которая способствует повышению качества знаний обучающихся и развитию их критического мышления.
Ключевые слова: индивидуальные формы работы, групповые формы работы, личностно-ориентированный подход, качество знаний, русский язык, литература, образовательная среда, критическое мышление.
Современное образование требует от учителей поиска новых методов и форм работы, способствующих более глубокому усвоению знаний и развитию умений и навыков у обучающихся. В этом контексте личностно-ориентированный подход представляет собой одну из эффективных стратегий, позволяющую учитывать особенности каждого ученика, его интересы и потребности. Одним из ключевых аспектов этого подхода является использование разнообразных форм работы, как индивидуальных, так и групповых, что позволяет стимулировать интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, а также способствует повышению их успешности и мотивации.
Личностно-ориентированный подход в образовании основывается на принципах гуманистической педагогики, фокусируясь на развивающей роли личности в обучении. Он предполагает создание условий, в которых обучающиеся могут проявлять свою индивидуальность, инициативу и креативность. Такой подход подразумевает использование разнообразных методов преподавания, диалогов, обсуждений и исследовательской деятельности, что позволяет учителю учитывать разнообразие интересов и способностей школьников.
Индивидуальные формы работы на уроках русского языка и литературы направлены на создание условий для саморефлексии, самопознания и саморазвития каждого ученика. К ним относятся:
Индивидуальные задания являются одними из самых распространенных и эффективных методов. Они могут варьироваться от письменных работ до творческих проектов. Например, задание по написанию эссе на тему прочитанного произведения позволяет учащимся развивать креативное мышление, анализировать текст и выражать собственное мнение.
Также полезными являются творческие проекты, в рамках которых ученики могут самостоятельно исследовать тему, создавать плакаты, презентации и даже короткометражные фильмы о литературных произведениях. Это способствует развитию их самостоятельности и ответственности за выполнение задания.
Индивидуальные читательские задания могут включать в себя выбор книг по интересам ученика и обсуждение прочитанного с учителем. Такая практика не только формирует привычку к чтению, но и развивает навыки анализа и сопоставления.
Групповые формы работы усиливают взаимодействие учащихся, развивают навыки коммуникации и совместной деятельности. Обсуждения в малых группах предоставляют учащимся возможность делиться своими мыслями и взглядами на произведение. Учитель может задавать вопросы для обсуждения, которые стимулируют критическое мышление и анализ. Темы для обсуждения могут варьироваться от анализа персонажей до обсуждения актуальностей литературных тем.
Ролевые игры позволяют обучающимся «вжиться» в образы литературных персонажей. Такая форма работы активизирует интерес к изучаемым текстам и способствует их глубокому пониманию. Например, учащиеся могут разыграть сцену из произведения, что позволит не только освоить материал, но и развить артистические способности и командный дух.
Проектные работы актуальны для углубленного изучения литературы и языка. Создание группы для выполнения проектной деятельности по определенной теме вовлекает всех участников, позволяет каждому внести свой вклад и ознакомиться с множеством мнений об объекте исследования.
Использование как индивидуальных, так и групповых форм работы положительно сказывается на качестве знаний обучающихся.
Ученики становятся более мотивированными и заинтересованными в учебе, так как могут работать над заданиями, которые соответствуют их интересам и возможностям. Групповые обсуждения создают атмосферу сотрудничества, где каждый участник чувствует свою значимость.
Работа в группах помогает учащимся привыкнуть к многообразию подходов, к понятиям и формату представления информации, что становится важным навыком не только в школьной, но и в будущей профессиональной жизни.
Чтобы проиллюстрировать эффективность использования индивидуальных и групповых форм работы, можно рассмотреть несколько примеров успешной практики.
На уроках, посвящённых творчеству конкретного писателя, можно использовать комбинацию индивидуальных заданий (например, написание личного отзыва на прочитанное произведение) и групповых обсуждений (анализ литературы в малых группах). В результате учащиеся имеют возможность глубже вошли в контекст, узнать разные мнения и порассуждать.
Организация проектных недель по изучаемым произведениям, где каждый ученик представляет свою интерпретацию произведения, создает уникальную атмосферу, в которой все учащиеся могут как выступить, так и задать вопросы. Сделав акцент на взаимодействии и совместной работе, педагоги способствуют формированию единой группы единомышленников, что повышает общую атмосферу на уроках.
Использование индивидуальных и групповых форм работы в рамках личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы представляет собой важный инструмент для повышения качества знаний обучающихся. Такой подход не только стимулирует интерес к учебному процессу, но и способствует развитию умений, необходимых для успешной социализации учеников.
Таким образом, интеграция индивидуальных и групповых форм работы в образовательный процесс является ключевым фактором, способствующим повышению качества знаний и формированию у обучающихся необходимых компетенций в изучении русского языка и литературы.
Список литературы
Тажибаева, С. М. Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку / С. М. Тажибаева, З. К. Сейдахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38706/.
Тиллаева, Ш. М. Коммуникативно-интерактивный метод обучения / Ш. М. Тиллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1045-1048. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28746/.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода / Н. А. Науменко, В. М. Романенко, И. В. Бондаренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46281/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат