ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Хара Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа", ДНР
Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс при преподавании русского языка и литературы. Рассматриваются различные методы и подходы, направленные на повышение мотивации обучающихся. Акцентируется внимание на значении активных и интерактивных методов, а также на использовании цифровых инструментов и ресурсов. Представлены практические рекомендации и примеры успешного использования инновационных технологий, способствующие созданию динамичной и увлекательной учебной среды.
Ключевые слова: инновационные технологии, русский язык, литература, мотивация, учебная деятельность, активные методы, интерактивные методы, цифровые ресурсы, образовательная среда.
В современных условиях научно-технического прогресса и глобализации образования перед учителями русского языка и литературы состояла задача повышения интереса и мотивации обучающихся к учебной деятельности. Инновационные технологии обучения выступают в качестве важного инструмента, позволяющего создать интерактивную и мотивирующую образовательную среду, способствующую более качественному освоению предмета.
Внедрение новых технологий требует от преподавателей не только владения современными педагогическими методами, но и готовности к изменениям в своей профессиональной практике. Необходимо осознать, что мотивация – это не только желание учиться, но и важный фактор, влияющий на качество усвоения знаний. Улучшение мотивации у обучающихся возможно путем активного вовлечения их в учебный процесс, использования разнообразных форм работы и применения мультимедийных ресурсов.
Одним из ключевых компонентов внедрения инновационных технологий являются активные методы обучения. Этот подход предполагает, что учащиеся активно участвуют в процессе обучения, а не просто воспринимают информацию. Примеры таких методов включают:
Дискуссии и дебаты – учащиеся обсуждают литературные произведения, высказывая свои мнения и аргументируя их. Это способствует развитию критического мышления и формированию личного мнения.
Проектная деятельность – учащиеся работают над проектами, связанными с изучаемыми произведениями. Это позволяет им глубже погрузиться в тему и развить навыки исследовательской работы.
Ролевые игры – применение театрализации в уроках литературы помогает лучше понять характеры и мотивации героев, что делает процесс изучения более привлекательным и запоминающимся.
Интерактивные методы предполагают взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, что способствует развитию коммуникативных навыков и укрепляет их уверенность. К таким методам относятся:
Групповая работа – учащиеся работают в малых группах, где каждый может высказать свое мнение и внести вклад в общее дело.
Мозговой штурм – учащиеся генерируют идеи и обсуждают их, что развивает творческое мышление и умение работать в команде.
Интерактивные презентации – использование интерактивных досок и мультимедийных ресурсов для получения информации и её обсуждения.
Современные цифровые технологии открывают новые горизонты для преподавания русского языка и литературы. Их использование существенно повышает мотивацию обучающихся и делает учебный процесс более интересным и разнообразным.
Существуют различные платформы, которые позволяют проводить уроки в дистанционном формате, включая вебинары, онлайн-курсы и обучение через интернет-ресурсы. Их использование в преподавании русского языка и литературы:
Упрощает доступ к образовательным ресурсам – учащиеся могут в любое время обратиться к необходимым материалам.
Поощряет самостоятельность – обучающиеся имеют возможность изучать темы в удобном для них темпе.
Расширяет горизонты общения – учащиеся могут взаимодействовать не только с одноклассниками, но и с другими обучающимися и преподавателями из разных уголков страны и мира.
Применение мультимедийных ресурсов
Мультимедийные ресурсы, такие как видео, аудиоматериалы и анимация, могут быть невероятно полезными в процессе преподавания. Они позволяют увеличить интерес к произведениям – видеофрагменты фильмов по книгам, музыкальное сопровождение и художественное оформление. Разнообразить способы подачи информации – использование различных форматов позволяет охватить разные типы восприятия информации. Создавать контекст для обучения – мультимедийные элементы могут помочь учащимся лучше понять исторический и культурный контекст произведений.
Преподаватель занимает ключевое место в успешной реализации инновационных технологий. Его роль заключается в:
Создании мотивационной среды – учитель должен формировать атмосферу, способствующую свободному выражению мнений и идеи, где каждый обучающийся был бы услышан и понятый.
Гибкости в подходах – важно находить баланс между традиционными методами и новыми технологиями, адаптируя их под потребности своего класса.
Постоянном обучении – учителя должны быть готовы обучаться сами, осваивая новые технологии и методики, что также послужит примером для учащихся.
Внедрение инновационных технологий в обучение русскому языку и литературе – это эффективный способ повышения мотивации и качества учебной деятельности обучающихся. Использование активных и интерактивных методов, а также цифровых ресурсов позволяет создать увлекательную и динамичную образовательную среду, способствующую глубокому усвоению знаний.
Перспективы дальнейшего изучения данной темы могут включать исследование новых методик, а также анализ влияния инновационных технологий на образовательные результаты в различных контекстах. Учителя русского языка и литературы должны продолжать развивать свои навыки и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды, что, несомненно, приведет к повышению интереса и мотивации обучающихся к изучению языка и литературы.
Список литературы
Атаджанова, Л. Ш. Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ / Л. Ш. Атаджанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71620/
Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957-960.
Раимбекова, Г. К. Современные инновационные технологии в школьном образовании / Г. К. Раимбекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 179-183.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат