Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Применение проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике". Работа №70119

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Применение проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике"
Работа:

Применение проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике

 

Санжаровская Светлана Петровна,  учитель информатики

ГБОУ" Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается концепция проблемно-ориентированного обучения как эффективного подхода к преподаванию информатики. Описываются принципы формирования проблемных ситуаций, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Приводятся примеры задач и кейсов, которые развивают аналитическое мышление и способность к самостоятельному решению проблем.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, концепция, проблемные ситуации, активное вовлечение, аналитическое мышление, самостоятельное решение. 

 

В последние годы методология проблемно-ориентированного обучения находит все более широкое применение в образовательном процессе, и уроки информатики не являются исключением. Этот подход акцентирует внимание на решении реальных проблем, что делает обучение более значимым и целенаправленным. Применение проблемно-ориентированного обучения позволяет учащимся развивать навыки критического мышления и анализировать информацию, что является важной составляющей их образованности и готовности к жизни в условиях динамично меняющегося мира.

Основной принцип проблемно-ориентированного обучения заключается в том, чтобы поставить учащихся перед конкретной проблемой или задачей, которую они должны решить самостоятельно или в группе. Это может быть ситуация, требующая применения знаний информатики для анализа, проектирования и внедрения решений. Например, учитель может предложить учащимся разработать программное обеспечение для обработки данных, решить задачу кибербезопасности или создать веб-ресурс для решения актуальной социальной проблемы. Проблема может быть как теоретической, так и практической, но важно, чтобы она была актуальной и значимой для учащихся.

Ключевым аспектом этого подхода является активное участие учащихся в процессе обучения. Учащиеся не являются просто получателями информации, а становятся активными участниками, исследующими и анализирующими ситуацию. В этом контексте учитель играет роль фасилитатора, который направляет учеников, задает уточняющие вопросы и помогает развивать их идеи. Он создает условия для обсуждения и обмена мнениями, тем самым способствуя развитию навыков командной работы и сотрудничества.

Применение проблемно-ориентированного обучения на уроках информатики также создает возможность для интеграции различных знаний. Учащиеся применяют навыки не только в области информатики, но и в других дисциплинах, таких как математика, естественные науки или гуманитарные предметы. Это помогает формировать у них системное мировосприятие и усиливает понимание междисциплинарных связей, что является важным аспектом современного образования.

Кроме того, работа над проблемами помогает учащимся развивать навыки самостоятельного поиска информации и самообразования. В процессе выполнения заданий им нужно находить источники, анализировать информацию и делать выводы. Это способствует формированию умения работать с большими объемами данных, критически осмысливать полученные знания и адаптироваться к новым условиям. Такой подход не только развивает функциональную грамотность, но и готовит учащихся к реальной жизни, где способности адаптироваться и находить решения играют ключевую роль.

На уроках информатики учителям следует обратить внимание на методы оценки результатов работы учащихся в рамках проблемно-ориентированного обучения. Поскольку целью является не просто получение знаний, но и применение их для решения реальных задач, традиционные методы оценивания могут быть неэффективными. Учителя могут использовать разнообразные формы оценивания, такие как проекты, презентации или портфолио, которые подчеркивают креативность и индивидуальный подход учащихся к решению проблемы. Возможность предоставления обратной связи со стороны сверстников также может способствовать развитию навыков критического анализа и самооценки.

Не менее важно создание положительной среды для обучающихся. Ученики должны чувствовать поддержку и мотивацию со стороны учителя и одноклассников, что позволяет им открыто обсуждать идеции и подходы к решению поставленных задач. Безопасная и поддерживающая атмосфера способствует более глубокому погружению в проблему и повышает уверенность учащихся в своих силах.

Проблемно-ориентированное обучение на уроках информатики также помогает развивать у учащихся навыки глобальной гражданственности. В ходе работы над реальными социальными или экономическими проблемами учащиеся могут осознать свою ответственность как членов общества и применять свои знания для улучшения жизни окружающих. Применение информационных технологий и программирования для решения социальных проблем может вдохновить учащихся на активное участие в жизни своей общины и формировать у них чувство ответственности и вовлеченности.

В заключение, применение проблемно-ориентированного обучения в учебном процессе по информатике является важным и эффективным инструментом, который способствует не только углублению знаний, но и развитию критического мышления, навыков сотрудничества и ответственности. Учащиеся становятся активными участниками процесса обучения и работают над реальными проблемами, что делает учебный процесс более значимым и целенаправленным. Учителя, используя этот подход, помогают подготовить учащихся к вызовам современности и формируют у них навыки, необходимые для успешной жизни и работы в цифровую эпоху. Проблемно-ориентированное обучение, таким образом, открывает новые горизонты для внедрения активных и всесторонних методов обучения в образовательный процесс.

 

Список литературы

Карпова О.Л. Технология проблемного обучения как средство развития самообразовательной деятельности студентов. Непрерывное образование: XXI век. 2022; Выпуск 1 (37).

Нуртазин

С.Т.,

Базарбаева

Ж.М.,

Есимсиитова

З.Б.,

Ермекбаева

Д.К. Инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 5. – С. 112-114;

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×