ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
Фидченко Светлана Анатольевна, учитель математики и физики
МБОУ СОШ № 70
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность в преподавании математики как метод формирования исследовательских навыков учащихся. Описаны основные подходы к организации проектной работы, направленной на развитие математического мышления и познавательной активности учеников. Особое внимание уделено роли учителя в стимулировании интереса к математике через самостоятельные исследования, решение проблемных задач и создание собственных математических проектов.
Ключевые слова: проектная деятельность, преподавание математики, исследовательские навыки, математическое мышление, самостоятельное исследование, проблемные задачи, познавательная активность.
Проектная деятельность в преподавании математики — это мощный инструмент для формирования у школьников исследовательских навыков, развития математического мышления и углубления их интереса к предмету. Проектные задания помогают учащимся не просто запоминать и воспроизводить математические формулы и теоремы, но и активно применять их в различных ситуациях, находить решения сложных задач и самостоятельно исследовать математические явления. Это способствует развитию творческого подхода к обучению и способности решать нестандартные задачи, что особенно важно в современных условиях.
Одним из ключевых аспектов проектной деятельности является её направленность на самостоятельное исследование. Ученики получают возможность самостоятельно изучать математические концепции, решать проблемные задачи и находить способы применения теоретических знаний на практике. Например, в рамках проекта учащиеся могут изучать геометрические фигуры и их свойства, а затем создавать модель моста, рассчитывая его пропорции и устойчивость. Это помогает развивать у детей навыки планирования, анализа и критического мышления, так как они учатся применять полученные знания для решения реальных задач.
Проектная деятельность в преподавании математики проходит в несколько этапов. Первый этап — это выбор темы проекта. Важно, чтобы темы были интересны и значимы для учащихся, а также связаны с их повседневной жизнью. Например, учащиеся могут исследовать математические закономерности в природе, в архитектуре или в искусстве. Такие темы вызывают у детей интерес и показывают, что математика — это не только абстрактные формулы, но и инструмент для понимания окружающего мира.
Второй этап — это планирование и постановка целей проекта. Учитель и учащиеся вместе обсуждают, какие задачи необходимо решить в рамках проекта, какие математические методы и подходы можно использовать. Важно, чтобы учащиеся активно участвовали в этом процессе, предлагали свои идеи и пути решения. Это развивает у них ответственность за выполнение проекта и навыки самостоятельного планирования. Например, если проект связан с исследованием симметрии в архитектуре, учащиеся могут предложить свои объекты для исследования и способы измерения симметрии.
Третий этап — это выполнение проекта. Ученики работают над решением задач, проводят расчёты, строят модели, собирают данные и анализируют их. Важно, чтобы учитель поддерживал учащихся на этом этапе, помогал им справляться с трудностями, направлял их, но при этом не выполнял за них работу. Основная цель проектной деятельности — развить у детей навыки самостоятельной исследовательской работы и научить их решать проблемы самостоятельно. Например, в проекте на тему "Фракталы в математике" учащиеся могут строить фрактальные модели, проводить расчёты и анализировать их свойства.
Завершающий этап — это презентация результатов. Учащиеся представляют свои проекты классу, рассказывают о том, что они узнали, с какими трудностями столкнулись, и как они их преодолели. Это развивает у детей навыки публичных выступлений, учит их формулировать свои мысли, аргументировать свои выводы и объяснять сложные математические идеи доступным языком. Например, учащиеся могут представить свои исследования в виде плакатов, компьютерных презентаций или моделей, что делает презентацию более наглядной и интересной.
Проектная деятельность способствует развитию у учащихся не только математических навыков, но и исследовательского мышления в целом. В процессе выполнения проектов дети учатся ставить вопросы, искать ответы, анализировать информацию и делать выводы. Это помогает развивать у них критическое мышление, способность видеть проблемы и находить их решения, что является важным навыком не только в математике, но и в жизни.
Кроме того, проектная деятельность помогает развивать у учащихся навыки работы в группе. В процессе выполнения проектов дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять роли и совместно решать задачи. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде, что также является важным для успешного обучения и последующей профессиональной деятельности. Например, в проекте по исследованию математических моделей учащиеся могут работать в группах, где каждый будет отвечать за определённый аспект работы: сбор данных, расчёты, построение модели или презентацию результатов.
Роль учителя в организации проектной деятельности заключается в создании условий для успешной работы учащихся. Учитель должен направлять детей, помогать им ставить цели, планировать работу и находить решения. Важно, чтобы учитель не только предоставлял ученикам теоретические знания, но и показывал, как эти знания можно использовать на практике. Это стимулирует интерес к математике и делает процесс обучения более увлекательным и осмысленным.
Таким образом, проектная деятельность в преподавании математики является эффективным средством для формирования исследовательских навыков, развития математического мышления и познавательной активности учащихся. Этот метод помогает детям не только осваивать математические знания, но и применять их для решения реальных задач, развивает самостоятельность, критическое мышление и умение работать в группе. Важно, чтобы учитель создавал условия для успешной реализации проектов, поддерживал интерес учащихся к исследовательской деятельности и помогал им развивать творческие способности.
Список литературы
Михайлик
, М. И. Проектная
деятельность в математике / М.
И.
Михайлик
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 243-246.
Уткина, С. А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс] / С. А. Уткина // Актуальные проблемы современного образования. — 2014. — № 1 (16). — С. 210–215.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат