СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ: ФОРМИРУЮЩЕЕ И ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Фидченко Светлана Анатольевна, учитель математики и физики
МБОУ СОШ № 70
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке знаний учащихся по математике, в частности формирующее и итоговое оценивание. Описаны основные принципы каждого вида оценивания, их цели и способы применения в учебном процессе. Особое внимание уделено роли формирующего оценивания в повышении мотивации учащихся и развитии их самостоятельности, а также значению итогового оценивания для определения уровня знаний и умения применять математические навыки.
Ключевые слова: оценка знаний, математика, формирующее оценивание, итоговое оценивание, мотивация, обратная связь, учебный процесс.
Оценка знаний учащихся по математике является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет важную роль в определении уровня освоения учебного материала. Современные подходы к оценке акцентируют внимание не только на результатах (итоговое оценивание), но и на процессе обучения (формирующее оценивание). Это позволяет не только оценивать знания по итогам работы, но и поддерживать учащихся в процессе их учебной деятельности, помогать им осваивать материал и корректировать образовательные стратегии на разных этапах обучения.
Формирующее оценивание — это метод оценки, направленный на то, чтобы учащиеся получали регулярную и своевременную обратную связь в процессе обучения. Его основная цель заключается не в контроле, а в поддержке и помощи в процессе усвоения материала. Формирующее оценивание акцентирует внимание на индивидуальных достижениях учащихся, помогает им понимать, в чём заключаются их ошибки, и предоставляет рекомендации для их исправления.
Одним из важных инструментов формирующего оценивания является обратная связь. Учитель может давать комментарии к выполненным заданиям, указывая на сильные стороны работы и предлагая пути для улучшения. Например, в процессе выполнения математических упражнений учащиеся могут получать комментарии относительно ошибок в вычислениях или использования формул, а также рекомендации по их исправлению. Это помогает учащимся лучше понимать материал, устранять пробелы в знаниях и повышать мотивацию к обучению.
Кроме того, формирующее оценивание часто включает в себя самооценку и взаимооценку учащихся. Учащиеся могут оценивать собственную работу, сопоставляя её с критериями успеха, или оценивать работы своих одноклассников, что способствует развитию критического мышления и способности анализировать свою деятельность. Например, учащиеся могут проверять друг у друга задания, связанные с решением уравнений или задач на логику, что помогает им лучше осмысливать собственные ошибки и анализировать математические процессы.
Формирующее оценивание также способствует развитию самостоятельности и ответственности у учащихся. Оно позволяет детям видеть результаты своего труда не только в контексте итоговых оценок, но и как процесс постоянного улучшения своих знаний и умений. Введение регулярных промежуточных оценок позволяет учащимся корректировать свои подходы к обучению, планировать свою работу более осознанно и эффективно. Например, введение промежуточных проверочных работ с обсуждением результатов позволяет учащимся своевременно корректировать свои ошибки и не откладывать подготовку к итоговым тестам на последний момент.
Итоговое оценивание направлено на измерение уровня знаний учащихся по результатам завершённого этапа обучения, будь то учебная четверть, полугодие или год. Этот вид оценки помогает учителю и учащимся понять, насколько полно усвоен учебный материал, и выявить области, требующие дополнительного внимания. Итоговое оценивание обычно проводится в форме тестов, контрольных или экзаменов, и его результаты играют важную роль в принятии решений о продвижении учащегося по учебной программе.
Итоговое оценивание позволяет оценить не только знание теоретического материала, но и умение применять его на практике. Например, итоговые контрольные работы по математике могут включать как задания на решение стандартных уравнений и задач, так и задания на применение теоретических знаний в нестандартных ситуациях. Это помогает учителю определить, насколько глубоко учащиеся понимают материал и умеют использовать его для решения реальных задач.
При этом важно, чтобы итоговое оценивание было структурировано таким образом, чтобы оно включало задания разного уровня сложности, что позволяет оценить как базовый уровень знаний, так и уровень продвинутых учеников. Например, контрольная работа может включать задания на простые вычисления, задания с применением формул и более сложные задачи, требующие творческого подхода и аналитического мышления.
Одним из ключевых принципов современного подхода к итоговому оцениванию является объективность и прозрачность. Важно, чтобы учащиеся знали критерии, по которым их работа будет оцениваться, и могли заранее готовиться к оценке. Например, если в контрольной работе будет оцениваться правильность вычислений, аккуратность выполнения работы и объяснение решений, учащиеся должны знать об этом заранее и учитывать эти требования при подготовке.
Современные подходы к оценке знаний по математике также предполагают баланс между формирующим и итоговым оцениванием. Формирующее оценивание помогает учащимся развиваться на протяжении всего учебного процесса, получать регулярную обратную связь и исправлять ошибки, а итоговое — даёт возможность подвести итоги и определить, насколько успешно усвоен учебный материал. Важно, чтобы оба вида оценивания дополняли друг друга, создавая целостную систему, направленную на развитие математических навыков учащихся и поддержание их мотивации к обучению.
В заключение следует отметить, что формирующее и итоговое оценивание являются важными инструментами в преподавании математики, каждый из которых играет свою роль в процессе обучения. Формирующее оценивание помогает учащимся получать регулярную обратную связь, развивать самостоятельность и планировать свою учебную деятельность, а итоговое оценивание позволяет подвести итоги работы и определить уровень освоения учебного материала. Совместное использование этих подходов способствует развитию у учащихся глубокого понимания математики и умения применять её на практике, что является залогом успешного обучения.
Список литературы
Бойцова
Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. 2014. №
1 (38). С. 171–175.
Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Математика»: методические рекомендации / [Л.
О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко]; Под редакцией Л. О. Рословой. –
М.:
ФГБНУ «Институт
стратегии развития
образования», 2023. – 48 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат