МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Фидченко Светлана Анатольевна, учитель математики и физики
МБОУ СОШ № 70
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. Описаны особенности образовательного процесса, связанные с адаптацией математических заданий, применением дифференцированного подхода, использованием наглядных пособий и технологий, направленных на развитие познавательной активности детей с ОВЗ. Особое внимание уделено роли учителя в создании комфортных условий для обучения, поддержке учащихся и мотивации их к успешному усвоению материала.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, математика, дифференцированный подход, наглядные пособия, адаптация заданий, коррекционные методики, познавательная активность.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики требует особого подхода и применения специфических методов и приёмов. Учителю важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия, в которых каждый ученик сможет успешно освоить математические знания, несмотря на существующие ограничения. Это возможно благодаря адаптации учебного материала, использованию специализированных наглядных пособий и технологий, а также применению коррекционно-развивающих методик.
Одним из ключевых принципов работы с детьми с ОВЗ является дифференцированный подход. Он предполагает адаптацию заданий в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Например, учащиеся с нарушениями зрения могут нуждаться в увеличенном шрифте или специальных книгах с рельефными изображениями. Для детей с нарушениями слуха важным аспектом будет использование визуальных материалов и письменных инструкций. Дифференциация может включать изменение уровня сложности задач, дополнительную поддержку в виде подсказок или разъяснений. Для каждого ученика важно подобрать такие задания, которые соответствуют его уровню развития и способностям, чтобы не перегружать и одновременно стимулировать интерес к учёбе.
Адаптация учебных заданий — важный аспект в работе с детьми с ОВЗ. Например, для детей с задержкой психического развития задания должны быть простыми и чётко структурированными, чтобы избежать лишних отвлекающих факторов. Важно использовать пошаговое объяснение материала и поэтапное выполнение заданий, чтобы дети могли лучше усвоить новые знания. Для детей с нарушениями двигательной активности задания могут быть адаптированы так, чтобы они могли выполнять их с учётом своих физических возможностей, например, использовать специальные ручки или компьютеры для решения задач.
Наглядность играет важную роль в обучении детей с ОВЗ. Использование ярких, понятных и наглядных материалов помогает детям лучше воспринимать и усваивать информацию. Например, математические задачи можно представлять с помощью визуальных моделей, графиков, таблиц, а также интерактивных досок и компьютерных программ. Это особенно важно для детей с нарушениями интеллекта или слуха, так как визуализация помогает лучше понять материал и сосредоточиться на его выполнении. Например, при изучении геометрических фигур можно использовать трёхмерные модели, которые дети могут трогать и исследовать, что способствует лучшему восприятию информации.
Игровые методы также оказываются эффективными в обучении детей с ОВЗ. Игры помогают детям включаться в учебный процесс, снимают стресс и позволяют воспринимать материал в более непринуждённой форме. Например, игры на математические операции, пазлы, задачи с использованием карточек или кубиков могут сделать обучение математики увлекательным и интересным. Игровые методы особенно полезны для детей с эмоциональными нарушениями, так как помогают создать положительный настрой на обучение и развивать навыки общения и взаимодействия с другими детьми.
Коррекционно-развивающие технологии играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Это могут быть специальные методы, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления и других познавательных процессов. Например, упражнения на развитие внимания и концентрации помогают детям с нарушениями внимания лучше сосредотачиваться на заданиях. Для детей с трудностями в запоминании математических формул можно использовать мнемотехники, которые помогают структурировать информацию и легче её запомнить. Такие методы помогают детям постепенно преодолевать свои трудности и осваивать школьную программу.
Использование технологий также может значительно облегчить процесс обучения детей с ОВЗ. Современные компьютерные программы, приложения и интерактивные платформы могут быть адаптированы для нужд детей с различными нарушениями. Например, программы с голосовым управлением и возможностью изменения визуальных настроек помогают детям с нарушениями зрения или двигательной активности. Учитель может использовать интерактивные учебные пособия, где ученики могут самостоятельно решать задачи в игровой форме, что повышает мотивацию и интерес к учёбе.
Кроме того, важной частью работы с детьми с ОВЗ является создание поддерживающей и комфортной атмосферы на уроках. Учащиеся должны чувствовать, что их потребности и трудности понимаются и учитываются. Учитель должен проявлять терпение, поощрять детей за малейшие успехи и поддерживать их в моменты трудностей. Позитивная обратная связь помогает детям развивать уверенность в своих силах и стимулирует желание учиться дальше. Важно также поддерживать контакт с родителями, чтобы они могли активно участвовать в процессе обучения, помогать ребёнку дома и в школе.
Работа в группах может стать полезным методом для детей с ОВЗ. Учащиеся могут работать в парах или небольших группах, что помогает развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и решать задачи совместно. Групповая работа особенно полезна для детей с нарушениями общения и поведения, так как помогает им лучше интегрироваться в коллектив, учиться у своих сверстников и развивать социальные навыки.
Ритм и последовательность урока также важны для детей с ОВЗ. Дети с нарушениями развития часто нуждаются в чётко структурированных занятиях с предсказуемыми этапами. Уроки должны быть последовательными, с постоянным чередованием работы и отдыха. Например, после интенсивной умственной работы можно предложить детям выполнить физические упражнения или перейти к менее сложному заданию. Это помогает поддерживать внимание детей на протяжении всего урока и предотвращает утомление.
Подводя итог, можно сказать, что работа с детьми с ОВЗ на уроках математики требует индивидуального подхода, применения адаптированных заданий, наглядных пособий, игровых методов и технологий. Важно, чтобы процесс обучения был поддерживающим, направленным на развитие познавательной активности и успешное усвоение материала. Учитель играет ключевую роль в создании комфортных условий для каждого ученика, что способствует успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде и развитии их математических способностей.
Список литературы
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н.
В.
Микляева
[и др.]; под редакцией Н. В.
Микляевой
. — Москва: Издательство
Юрайт
, 2024.
Солощенко М. Ю.,
Магеррамова
Г. И. Методические приемы для обучения математике учащихся с ОВЗ. //
E-Scio,2023. - 8 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат