Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Прихожаева Ольга Станиславовна, воспитатель
ГБДОУ ДС № 19 Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматривается важность применения технологии «портфолио дошкольника» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Представлены основные задачи, цели и подходы к созданию портфолио, а также практические рекомендации по его внедрению в педагогическую деятельность. Статья освещает способы использования данной технологии для комплексной оценки развития ребенка, а также для формирования у него навыков саморефлексии и повышения мотивации к обучению.
Ключевые слова: портфолио дошкольника, развитие ребенка, дошкольное образование, самооценка, педагогическая технология, оценка достижений, саморефлексия, личностное развитие.
В современном образовательном пространстве наблюдается тенденция к поиску новых и эффективных подходов к обучению и воспитанию детей. Одной из таких инновационных технологий является «портфолио дошкольника», которая активно используется как в дошкольных учреждениях, так и в начальных классах школы. Технология портфолио позволяет не только объективно оценивать достижения ребенка, но и формировать у него навыки саморефлексии и личностного развития, что особенно важно в раннем возрасте.
Портфолио дошкольника – это индивидуальная подборка материалов, отражающих образовательные и личные достижения ребенка за определенный период. Основной целью создания портфолио является наблюдение за развитием ребенка в динамике, накопление и систематизация информации о его достижениях, а также создание условий для активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Портфолио помогает увидеть не только академические успехи, но и раскрывает индивидуальные интересы, способности и увлечения ребенка.
Использование технологии портфолио в работе с дошкольниками имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно способствует развитию у детей положительного отношения к учебному процессу, поскольку ребенок может видеть свои успехи и достижения, что повышает его мотивацию. Во-вторых, портфолио предоставляет воспитателю возможность более объективно оценивать индивидуальный прогресс каждого ребенка, учитывая не только результаты его деятельности, но и усилия, которые он прикладывает. Это позволяет избежать сравнения детей между собой, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы в группе.
Портфолио может содержать разнообразные материалы, отражающие различные аспекты развития ребенка. Это могут быть его творческие работы, фотографии, дневники наблюдений, результаты участия в конкурсах, дипломы и грамоты, а также записи воспитателей и родителей о достижениях ребенка. Например, воспитатель может включить в портфолио детские рисунки, сделанные на разных этапах обучения, чтобы отследить развитие навыков рисования и творческого мышления. Также можно добавлять отзывы и комментарии от самого ребенка, что способствует развитию у него навыков саморефлексии.
Процесс создания портфолио должен быть организован таким образом, чтобы он был интересен и увлекателен для ребенка. Важно, чтобы дошкольник активно участвовал в отборе своих работ и имел возможность выразить собственное мнение. Например, воспитатель может предложить ребенку выбрать несколько своих любимых рисунков или поделок для включения в портфолио, объяснив при этом, почему именно эти работы важны для него. Такой подход помогает детям осознать свои достижения и повысить уверенность в себе.
Портфолио также является эффективным средством взаимодействия между воспитателями и родителями. Воспитатель может регулярно обсуждать с родителями содержание портфолио, отмечая успехи и затруднения ребенка, что позволяет вовлечь семью в образовательный процесс и способствовать более активному сотрудничеству. Родители могут добавлять в портфолио свои наблюдения за успехами ребенка дома, его увлечениями и интересами, что создает более полную картину его развития. Например, если ребенок дома проявляет интерес к музыке, родители могут внести записи о его занятиях на музыкальных инструментах или посещениях музыкальных мероприятий.
Еще одним важным аспектом использования технологии портфолио является формирование у детей навыков саморефлексии и самооценки. С раннего возраста дети учатся осознавать свои достижения, анализировать выполненную работу и делать выводы о своих сильных и слабых сторонах. Например, воспитатель может предложить ребенку рассказать, что ему больше всего понравилось в выполненной работе, что было трудно и как он справился с задачей. Такие беседы способствуют развитию критического мышления и способности к самоанализу, что является важным элементом формирования личности.
Одним из ключевых принципов использования портфолио является его систематичность и последовательность. Важно, чтобы воспитатели регулярно обновляли портфолио, добавляя новые работы и достижения ребенка, а также проводили анализ накопленных материалов. Например, в конце учебного года воспитатель может провести мини-презентацию, где каждый ребенок покажет свое портфолио, расскажет о своих успехах и планах на будущее. Это не только помогает детям увидеть результаты своего труда, но и развивает у них коммуникативные навыки и способность презентовать свои достижения.
Портфолио также можно использовать как основу для проведения индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие тех или иных навыков. Например, если в портфолио ребенка наблюдается дефицит творческих работ, воспитатель может организовать дополнительные занятия по рисованию или лепке, чтобы помочь ребенку развить свои художественные способности. Таким образом, портфолио становится не только инструментом оценки, но и средством планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
Заключая, стоит отметить, что технология «портфолио дошкольника» является эффективным инструментом для комплексного развития детей дошкольного возраста. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, способствует формированию у него положительного отношения к учебе, развивает навыки саморефлексии и самооценки. Важно, чтобы воспитатели и родители активно сотрудничали в процессе создания портфолио, помогая ребенку осознавать свои достижения и ставить новые цели. Таким образом, использование портфолио в образовательной деятельности с дошкольниками способствует более гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка, готовя его к дальнейшему обучению в школе и жизни в обществе.
Список литературы
Мирзоян
И
.
В
.,
Третьякова
Н
.
И
.
Использование
технологии
«портфолио
дошкольника»
в
образовательной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста
//
Научно
-
методический
электронный
журнал
«Концепт»
.
–
2016.
–
Т
. 46.
–
С
. 276
–
278.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
/
А
.
С
.
Ганеева
,
О
.
В
.
Зайцева
,
Н
.
П
.
Пичугина
[
и
др
.].
—
Текст
:
непосредственный
//
Молодой
ученый
.
—
2016.
—
№
26 (130).
—
С
. 635-637.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат