Технология «УТРЕННИЙ» И «Вечерний» круг в ДОУ
Прихожаева Ольга Станиславовна, воспитатель
ГБДОУ ДС № 19 Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются технологии «Утренний» и «Вечерний» круг как эффективные педагогические инструменты в системе дошкольного образования. Эти методики способствуют созданию теплой эмоциональной атмосферы в группе, укреплению детско-родительских связей, а также развитию коммуникативных навыков у дошкольников. В статье представлены ключевые аспекты применения данной технологии, а также практические примеры её реализации в детском саду.
Ключевые слова: утренний круг, вечерний круг, дошкольное образование, эмоциональная атмосфера, коммуникативные навыки, взаимодействие, дошкольники.
Технологии «Утренний» и «Вечерний» круг – это педагогические методы, которые активно применяются в детских садах для организации эмоционального и коммуникативного взаимодействия в группе. Они представляют собой структурированные моменты общения, нацеленные на сплочение коллектива и развитие у детей умения выражать свои эмоции, делиться мыслями и переживаниями, а также лучше узнавать друг друга и воспитателя.
Технология «Утренний круг» начинается с того, что все дети и воспитатель садятся в круг, создавая таким образом атмосферу равенства и открытости. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя услышанным и принятым в этом процессе. Утренний круг – это начало дня, когда дети настраиваются на позитивный лад и получают возможность выразить свои ожидания, эмоции, задать вопросы или просто поделиться интересными историями. Воспитатель может задать общую тему для обсуждения, например, о планах на день, предстоящих занятиях или о том, как дети провели вчерашний вечер. Такой ритуал позволяет детям начать день с позитивных эмоций, что повышает их мотивацию и улучшает общее настроение в группе.
Утренний круг помогает наладить контакт между воспитателем и детьми, а также внутри группы. Это особенно важно для формирования дружелюбной и поддерживающей среды в коллективе, где каждый чувствует себя важной частью группы. Например, во время утреннего круга воспитатель может предложить детям сказать по одному доброму слову своим соседям, что способствует укреплению дружеских отношений и развитию эмпатии. Важным элементом утреннего круга является возможность воспитателя ненавязчиво оценить эмоциональное состояние детей и при необходимости скорректировать план работы на день в зависимости от настроения группы.
Технология «Вечерний круг» предполагает завершение дня и анализ того, как он прошел. Вечером дети вновь садятся в круг и делятся своими впечатлениями, рассказывают, что им больше всего понравилось в течение дня, с какими трудностями они столкнулись и как их удалось преодолеть. Вечерний круг помогает детям развивать рефлексивные навыки, учит их анализировать свои эмоции и события дня. Этот ритуал позволяет воспитателю лучше понять эмоциональные и интеллектуальные потребности каждого ребенка и, при необходимости, скорректировать свою педагогическую работу.
Во время вечернего круга можно предложить детям поразмышлять о том, какие события или моменты дня вызвали у них радость, а что, возможно, заставило задуматься или огорчиться. Например, воспитатель может задать вопросы: «Что нового ты узнал сегодня?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Что сегодня было самым трудным?». Такие вопросы помогают детям структурировать свои мысли, формируют навык самоанализа и саморефлексии, который является важной частью воспитательного процесса.
Технологии «Утренний» и «Вечерний» круг дают воспитателю возможность не только поддерживать эмоциональное состояние детей на протяжении дня, но и развивать в них важные социальные и коммуникативные навыки. Детям важно ощущать свою значимость, знать, что их мнение и чувства имеют значение. Это помогает им чувствовать себя увереннее в группе, а также формирует у них навыки общения, сотрудничества и решения конфликтов.
Примером использования утреннего круга может служить ситуация, когда воспитатель предлагает детям рассказать, что им приснилось ночью, если они хотят этим поделиться. Это позволяет детям начать день с положительных эмоций, а также даёт воспитателю возможность узнать больше о внутреннем мире ребенка. Вечерний круг, в свою очередь, может стать местом для обсуждения общего достижения группы. Например, дети могут рассказать, что они смогли сделать вместе за день – будь то успешно выполненное задание, организованная игра или помощь друг другу.
Эти технологии также могут быть использованы для формирования у детей чувства ответственности и заботы друг о друге. Важно, чтобы воспитатель обращал внимание на то, как дети относятся друг к другу, поощрял уважительное и доброжелательное поведение. В процессе круга можно задать вопросы, касающиеся того, как дети помогали друг другу в течение дня, как они решали возникающие между собой конфликты. Таким образом, через практику общения и рефлексии дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть внимательными к чужим чувствам и нуждам.
Воспитатели могут интегрировать элементы игр и творчества в утренний и вечерний круг, что делает эти моменты еще более увлекательными и запоминающимися для детей. Например, утренний круг может включать в себя музыкальные или двигательные игры, которые помогут детям проснуться и активизироваться. Вечерний круг, в свою очередь, может завершаться короткой медитацией или расслабляющей игрой, чтобы помочь детям успокоиться и подготовиться к окончанию дня.
Таким образом, технологии «Утренний» и «Вечерний» круг оказываются не только эффективным инструментом воспитания, но и мощным средством для создания эмоционально комфортной среды в детском саду. Эти ритуалы помогают детям научиться выражать свои эмоции, уважать чувства других, развивать коммуникативные навыки и социальную ответственность. Воспитатели, используя такие методы в своей работе, способствуют гармоничному развитию личности ребенка и его успешной социализации в коллективе.
Список литературы
Гордеева
В
.
В
,
Назарова
А
.
С
.
И
нновационная
технология
"
утренний
и
вечерний
круг
"
как
средство
формирования
детского
сообщества
//
Актуальные
проблемы
педагогики
и
психологии
. 2022.
№
7.
Улитина
М
.
С
,
Кудряшова
Е
.
В
.
У
тренний
и
вечерний
круг
// IN SITU. 2022.
№
4.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат