АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Самарина Алина Сергеевна, учитель начальных классов
МАОУ "Средняя школа № 10" г. Павлово
Аннотация. Статья посвящена применению активных методов и форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Рассматриваются особенности организации учебного процесса для данной категории учащихся, способы активизации их познавательной активности и примеры использования игровых, интерактивных и дифференцированных методик. Приведены рекомендации для учителей по эффективному взаимодействию с детьми с ОВЗ на уроках.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, активные методы, инклюзивное образование, дифференцированный подход, игровые формы, начальная школа.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе требует особого внимания и применения специальных педагогических подходов, которые способствуют их включению в учебный процесс. Активные методы обучения, использующие игры, интерактивные формы и дифференцированный подход, являются эффективным способом повышения познавательной активности детей с ОВЗ. Эти методы не только помогают детям лучше усваивать материал, но и способствуют развитию их коммуникативных, социальных и когнитивных навыков.
Применение игровых методов на уроках с детьми с ОВЗ является одним из самых действенных способов вовлечения их в учебный процесс. Игры создают комфортную атмосферу для обучения, способствуют снижению стресса и мотивируют детей к активному участию. Например, игра "Собери картинку" может быть использована на уроках математики для изучения геометрических фигур. Учитель предлагает детям собрать пазл из различных фигур, при этом задавая вопросы, чтобы дети не только развивали моторику, но и учились различать геометрические формы. Такие игровые задания помогают детям легче воспринимать материал и закреплять полученные знания.
Интерактивные формы работы также играют важную роль в обучении детей с ОВЗ. Использование интерактивных досок, мультимедийных презентаций и видео позволяет визуализировать учебный материал и делать уроки более увлекательными и доступными для понимания. Например, на уроках окружающего мира учитель может использовать интерактивные карты и изображения животных, чтобы наглядно продемонстрировать детям живой мир разных континентов. Такой подход способствует развитию познавательных интересов, ведь дети получают возможность не только услышать информацию, но и увидеть её в динамике.
Для успешной работы с детьми с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные особенности и применять дифференцированный подход. Учителю следует разбивать задания на более простые этапы и предлагать разные уровни сложности в зависимости от возможностей каждого ученика. Это помогает каждому ребёнку чувствовать себя уверенно и достигать успехов в обучении. Например, на уроках русского языка при изучении новых слов учитель может предложить детям с разным уровнем подготовки задания по подбору словарных карточек или составлению простых предложений. Те, кто сталкивается с трудностями в письме, могут выполнить задание устно, а дети с хорошими навыками письма — записать свои ответы. Дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку двигаться вперёд в своём темпе, не испытывая при этом давления и стресса.
Важную роль в обучении детей с ОВЗ играет физическая активность и использование методов, направленных на развитие моторики. На уроках можно включать небольшие физкультминутки, которые помогают детям снять напряжение и активизировать внимание. Например, можно предложить детям выполнить несколько простых упражнений на растяжку или повторить движения за учителем под музыку. Эти упражнения не только улучшают общее состояние детей, но и способствуют концентрации внимания и готовности к продолжению работы.
Коммуникативные игры и задания также полезны для развития социальных навыков у детей с ОВЗ. Важно создавать условия, при которых дети смогут взаимодействовать друг с другом, учиться работать в команде и выражать свои мысли. Например, игра "Закончи фразу" может быть использована на уроках чтения или русского языка, когда дети по очереди добавляют своё предложение к начатой учителем истории. Это помогает детям развивать речь, учиться слушать друг друга и поддерживать диалог.
Необходимо отметить, что работа с детьми с ОВЗ требует тесного взаимодействия с родителями и специалистами — логопедами, психологами и дефектологами. Совместная работа учителя с другими профессионалами позволяет создать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка и обеспечить его полноценное развитие. Регулярные консультации с родителями помогают лучше понимать особенности каждого ребёнка, что позволяет учителю корректировать учебный процесс и делать его максимально эффективным.
Таким образом, активные методы и формы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе способствуют их более глубокому вовлечению в учебный процесс и личностному развитию. Игровые формы, интерактивные задания и дифференцированный подход позволяют детям с различными особенностями восприятия материала успешно осваивать программу, повышая мотивацию к обучению. Учителю важно учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и создавать условия, в которых каждый ребёнок сможет проявить свои способности и развить навыки.
Список литературы
Натчук, А. Ю. Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности / А. Ю. Натчук. — Текст
: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1007-1009. — URL:
https://moluch.ru/archive/88/17245/
(дата обращения: 17.09.2024).
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования : монография / И. В. Абрамова, С. В. Архипова, Е. В. Барцаева, А. Н. Гамаюнова. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. — 212 с. — ISBN 978-5-8156-0736-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/74518
(дата обращения: 17.09.2024).
Пашкин
С.Б.
, Гончарова
С.Ю.
О
собенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
// Baikal Research Journal. 2021. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
(дата обращения: 17.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат