МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ
Хаджинова Ольга Леонидовна,
учитель ГБОУ "Гранитненская школа
Тельмановского муниципального округа" ДНР
Аннотация. В статье рассмотрены различные методики обучения техникам рисования в школьной практике. На сегодняшний день преподавание изобразительного искусства требует использования разнообразных подходов, направленных на развитие творческого потенциала учащихся. Методики обучения рисованию варьируются от традиционных академических приемов до более современных, экспериментальных подходов, ориентированных на развитие индивидуальности и креативного мышления. В статье анализируются классические и современные методы обучения, такие как штриховка, работа с акварелью, маслом, графическими материалами, а также цифровыми инструментами. Преподавание техник рисования рассматривается в контексте индивидуального подхода к обучению и формирования у учеников устойчивой мотивации к творческому процессу.
Ключевые слова: техники рисования, методики обучения, традиционные методы, современные подходы, креативное мышление, цифровое искусство, индивидуализация обучения.
Преподавание изобразительного искусства является неотъемлемой частью общего образования, направленного на развитие не только творческих навыков, но и формирование эстетического восприятия, эмоционального интеллекта и креативного мышления у учеников. Основная задача учителя изобразительного искусства — не просто передать технические навыки рисования, но и помочь ученикам раскрыть их индивидуальный творческий потенциал, научить их выражать свои мысли и чувства через искусство.
Рисование как дисциплина включает в себя освоение различных техник, каждая из которых требует специфических знаний и навыков. Методики обучения этим техникам могут варьироваться в зависимости от возраста учеников, их уровня подготовки и целей обучения. Современные образовательные программы предлагают разнообразные подходы к обучению рисованию — от академических и традиционных методов до более свободных, экспериментальных и мультимедийных форм. В данной статье мы рассмотрим основные методики обучения различным техникам рисования и предложим рекомендации для их эффективного применения на уроках изобразительного искусства.
1. Традиционные методики обучения техникам рисования
1. Академический подход
Одной из наиболее распространенных методик обучения рисованию является академический подход, который основывается на классических принципах изобразительного искусства. Этот метод предполагает постепенное и систематическое изучение таких аспектов, как линейное построение, светотень, перспектива, композиция, работа с объёмом и цветом. Обучение начинается с простых упражнений по работе с линией и штриховкой и постепенно переходит к более сложным задачам, таким как изображение натуры, гипсовых моделей и натюрмортов.
Академический метод акцентирует внимание на развитии зрительного восприятия и моторных навыков, что особенно важно для начинающих учеников. Традиционно в рамках этого подхода используются карандаш, уголь, сангина и акварель, которые позволяют учащимся оттачивать технику штриховки, построения форм и передачи светотеневых градаций.
Пример учебного задания в рамках академического подхода: изображение гипсового бюста, где ученикам предлагается построить его с учётом пропорций, соблюдая перспективу и передавая объём с помощью светотеневой моделировки.
2. Метод штриховки и тени
Штриховка — это важный элемент академического рисунка, с помощью которого передаются объём и текстура объекта. Учитель может предложить учащимся несколько уровней сложности: от простых упражнений по созданию ровных и равномерных штрихов до более сложных задач по моделированию формы с помощью различной направленности штрихов и изменения их интенсивности.
Работа со светом и тенью — ещё один ключевой элемент, который помогает передать объём и пространственные отношения в рисунке. Использование штриховки как метода формирования теней и света даёт возможность ученикам научиться более точно передавать объекты, окружающие их в реальной жизни.
3. Техника работы с акварелью
Акварельная живопись — это техника, требующая от учеников внимательности, терпения и умения управлять материалом. Акварель даёт возможность создавать как прозрачные, лёгкие, так и насыщенные, глубокие изображения. Преподавание акварели включает в себя изучение основных техник, таких как «по мокрому» и «по сухому», лессировка, градиентные переходы, а также работа с различными текстурами, которые можно достичь с помощью соли, губки или другого вспомогательного материала.
Пример урока: создание акварельного пейзажа, где ученики применяют разные техники для передачи неба, воды, деревьев, использующих градиенты и плавные переходы цвета.
4. Работа с маслом и акрилом
Масляная живопись — это ещё одна традиционная техника, которая часто преподаётся в старших классах или на продвинутом уровне обучения. Работа с маслом требует знаний о смешивании красок, работе с палитрой и использовании различных кистей. Масло позволяет создавать сложные многослойные картины, где каждый слой добавляет глубину и насыщенность изображению.
Акриловая краска — более современная альтернатива маслу. Она быстрее сохнет и проще в использовании, что делает её популярным материалом среди учеников. Учитель может предложить ученикам эксперименты с текстурами и слоями акрила, что помогает развивать их креативное мышление.
Современные методики и техники рисования
1. Экспериментальные подходы к рисунку
Современное искусство предлагает более свободные подходы к рисованию, где акцент делается не столько на технической точности, сколько на выражении эмоций и личных идей. Преподавание таких методов включает в себя работу с различными материалами и техниками, например, коллажирование, рисование смешанными материалами или создание абстрактных композиций.
Одним из эффективных методов является использование нестандартных инструментов для создания рисунков: это могут быть отпечатки губки, пальцев, использование древесных палочек или лезвий для создания текстур. Учитель может предложить ученикам исследовать различные подходы к созданию изображения, экспериментируя с материалами и техниками.
2. Работа с цифровыми инструментами
В последние годы цифровое искусство стало важной частью изобразительного образования. Современные программы рисования, такие как Adobe Photoshop, Corel Painter или Procreate, предоставляют широкий спектр возможностей для создания рисунков и живописи в цифровой среде. Учащиеся могут осваивать цифровые кисти, работать со слоями, экспериментировать с цветом и текстурами без ограничений, связанных с физическими материалами.
Введение цифровых технологий в преподавание искусства расширяет возможности учеников, позволяя им интегрировать традиционные методы с новыми технологиями. Например, учитель может предложить создать сначала эскиз на бумаге, а затем перенести его в цифровой формат для дальнейшей обработки и добавления эффектов.
3. Техника смешанных материалов
Смешанная техника подразумевает использование различных материалов в одной работе. Это может быть сочетание акварели и пастели, гуаши и туши, коллажа и акриловой живописи. Методика работы с смешанными материалами учит учеников комбинировать техники и искать новые пути для создания уникальных художественных произведений.
Пример задания: создание коллажа на основе газетных вырезок, поверх которых ученики добавляют элементы рисования акварелью или гуашью, создавая интересные текстурные и визуальные эффекты.
3. Индивидуализация обучения в рисовании
1. Подход к разным уровням подготовки
Одним из важных аспектов преподавания рисования является учёт индивидуальных способностей и уровня подготовки учеников. Важно, чтобы задания были дифференцированными и соответствовали как возможностям начинающих, так и более продвинутых учеников. Например, для младших школьников могут быть предложены упражнения по работе с линией и цветом, тогда как старшим ученикам — задания по сложной композиции или работе с натурой.
Индивидуальный подход также предполагает, что учитель должен уметь поддерживать учеников на всех этапах творческого процесса, предлагая разные методы и техники в зависимости от интересов и целей каждого ученика.
2. Развитие креативного мышления
Рисование — это не только технический навык, но и способ выражения идей и чувств. Преподавание должно включать задания, направленные на развитие креативного мышления. Учитель может предложить ученикам задачи, требующие оригинального подхода, например, создание работы на основе абстрактного понятия, как «время» или «звуки города». Это стимулирует учеников не только копировать реальные объекты, но и придумывать новые способы их представления.
Пример задания: ученикам предлагается создать рисунок, основанный на музыкальном произведении, где они должны выразить свои эмоции и визуальные ассоциации с музыкой через цвет, форму и линии.
Роль учителя в обучении техникам рисования
1. Наставничество и поддержка
Учитель играет важную роль в поддержке учеников в процессе обучения. Важно создать атмосферу, в которой ученики будут чувствовать себя комфортно экспериментировать и делать ошибки, поскольку они являются неотъемлемой частью творческого процесса. Учитель должен мотивировать учащихся к изучению новых техник и направлять их в поиске собственного стиля.
2. Оценка и рефлексия
Оценка результатов работы учеников должна учитывать не только технические навыки, но и их творческий подход, самостоятельность и прогресс. Важно, чтобы ученики имели возможность анализировать свою работу, обсуждать её с одноклассниками и учителем, что помогает формировать навыки критического мышления и рефлексии.
В заключение можно отметить, что методики обучения различным техникам рисования должны быть разнообразными и учитывать как традиционные, так и современные подходы. Основной задачей учителя является развитие у учеников не только технических навыков, но и способности мыслить креативно, выражать свои идеи через искусство. Индивидуальный подход к обучению и интеграция цифровых технологий создают условия для того, чтобы каждый ученик мог найти свой путь в искусстве, раскрыть свой потенциал и научиться видеть мир через призму творчества.
Список литературы
1.Карпенко, Н.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография / Н.А. Карпенко, Т.А. Пульянова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022.
2.Тютюнова, Ю. М. Краткосрочные изображения в изобразительном искусстве : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. М. Тютюнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат