ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Силютина Татьяна Сергеевна, учитель музыки
МБОУ "СОШ № 128" г. Барнаул
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы формирования музыкального вкуса младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Описаны подходы к развитию музыкального восприятия, эстетического сознания и интереса к разным жанрам и стилям музыки. Особое внимание уделено роли учителя музыки в создании условий для воспитания у детей музыкальных предпочтений, основанных на высококачественных образцах музыкального искусства.
Ключевые слова: музыкальный вкус, младшие школьники, уроки музыки, внеурочная деятельность, эстетическое воспитание, музыкальное восприятие, музыкальная культура.
Формирование музыкального вкуса младших школьников — одна из важнейших задач музыкального образования. Музыкальный вкус не является врождённым, его необходимо развивать через целенаправленную работу, основанную на погружении детей в мир качественной музыки, воспитании их восприятия, оценочных суждений и способности различать хорошую и плохую музыку. Уроки музыки и внеурочная деятельность играют ключевую роль в этом процессе, так как именно здесь дети знакомятся с основами музыкальной культуры, учатся слушать, понимать и оценивать музыкальные произведения.
Уроки музыки — основная площадка для формирования музыкального вкуса детей. Важно, чтобы на уроках учитель знакомил детей с произведениями разных жанров и стилей, начиная от классической музыки и заканчивая народной, джазовой или современной музыкой. Это помогает детям расширить свои музыкальные горизонты, формирует у них способность различать разнообразные формы музыкального выражения и оценивающие суждения. Например, прослушивание произведений Моцарта, Чайковского или Баха формирует у детей представление о классической музыке, её структуре и глубине, а народные песни помогают познакомиться с культурными традициями родной страны.
Развитие музыкального восприятия — один из ключевых моментов в процессе формирования музыкального вкуса. Учитель должен обучать детей слушать музыку активно и осознанно, помогая им обращать внимание на важные элементы произведения: ритм, мелодию, гармонию, тембр. Важно объяснять детям, какие чувства и образы может вызвать то или иное музыкальное произведение, что способствует развитию их эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия. Например, после прослушивания произведения можно обсудить с детьми, какие образы и эмоции оно вызвало, как они понимают настроение музыки.
Обсуждение музыкальных произведений после их прослушивания является важным инструментом для формирования оценочных суждений у детей. Учитель может задавать вопросы, помогающие детям анализировать услышанное: "Что тебе понравилось в этом произведении?", "Какие инструменты ты услышал?", "Какое настроение передаёт эта музыка?". Эти вопросы помогают детям учиться не только пассивно слушать музыку, но и формировать своё отношение к ней, выражать своё мнение и развивать навыки критического анализа музыкальных произведений.
Использование визуальных и эмоциональных ассоциаций помогает детям лучше воспринимать музыку и развивать их музыкальный вкус. Например, учитель может предложить детям нарисовать, какие образы возникают у них при прослушивании музыкального произведения. Это может быть пейзаж, животное или сказочный герой, что помогает детям связывать музыку с визуальными и эмоциональными образами. Такой подход не только развивает музыкальное восприятие, но и помогает детям глубже понять музыкальное произведение, погрузиться в его содержание и выразить свои впечатления через творчество.
Исполнение музыкальных произведений также способствует развитию музыкального вкуса. Когда дети сами поют или играют на музыкальных инструментах, они учатся понимать структуру музыки, её ритм и мелодию, а также эмоциональные оттенки. Исполнение музыки помогает детям лучше осознавать музыкальные стили и формы, что в дальнейшем способствует развитию их музыкального вкуса. Например, дети могут разучивать классические песни, фольклорные мелодии или детские музыкальные произведения, что способствует развитию их восприятия и интереса к качественной музыке.
Внеурочная деятельность также играет важную роль в формировании музыкального вкуса. Это могут быть музыкальные кружки, хоры, театрализованные постановки или просто музыкальные вечера, где дети знакомятся с новыми произведениями и жанрами музыки. Важно, чтобы внеурочная музыкальная деятельность была насыщенной и разнообразной, предоставляя детям возможность знакомиться с различными музыкальными культурами и жанрами. Например, организация музыкальных фестивалей, где дети могут исполнять произведения разных народов, способствует расширению их музыкального кругозора и развитию интереса к разным музыкальным традициям.
Проведение конкурсов и музыкальных олимпиад помогает детям проявить свои музыкальные способности, развивает у них стремление к самосовершенствованию и стимулирует их интерес к музыке. Такие мероприятия могут включать исполнение вокальных или инструментальных произведений, создание музыкальных композиций или участие в музыкальных викторинах. Например, конкурс на лучшее исполнение песни или музыкальную импровизацию помогает детям почувствовать радость от музыки, а также оценить музыкальные достижения своих сверстников, что способствует формированию вкуса через сравнение и анализ.
Знакомство с культурным наследием разных народов через музыку также помогает развивать музыкальный вкус детей. Прослушивание народных песен, участие в фольклорных фестивалях, разучивание танцев и песен разных стран обогащает детей новыми музыкальными впечатлениями и учит их ценить музыкальные традиции. Например, дети могут познакомиться с музыкой разных народов мира, разучивая простые народные песни или танцы, что способствует развитию у них интереса к музыкальному разнообразию и уважению к культурным традициям.
Роль учителя в процессе формирования музыкального вкуса младших школьников крайне важна. Учитель должен быть не только источником знаний, но и вдохновителем, который помогает детям открыть для себя мир музыки, развить любовь к качественным музыкальным произведениям. Важно, чтобы учитель сам демонстрировал интерес к музыке, делился с детьми своими музыкальными предпочтениями, обсуждал с ними свои впечатления и помогал им развивать их музыкальные способности. Учитель должен постоянно расширять музыкальные горизонты детей, знакомя их с новыми произведениями и жанрами, развивая их эстетическое восприятие и критическое мышление.
В заключение следует отметить, что формирование музыкального вкуса младших школьников — это процесс, требующий комплексного подхода, включающего активное слушание, исполнение и обсуждение музыкальных произведений. Уроки музыки и внеурочная деятельность предоставляют детям возможность развивать свои музыкальные способности, расширять кругозор и формировать правильные оценочные суждения о музыке. Важно, чтобы учитель создавал условия для разнообразного музыкального опыта, который способствует гармоничному развитию музыкального вкуса и эстетического восприятия у детей.
Список литературы
Вишнякова А
.
В
.
«Формирование и развитие музыкального вкуса у обучающихся младшего школьного возраста на уроках музыки». Из опыта работы. Издание МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» – Биробиджан, 2017. - 35 с.
Стрихар
О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. 2014. №11. С. 423-425.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат