РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Ибрагимова Юлия Александровна, воспитатель
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город «СП Детский сад «Забава»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы воспитателя с родителями в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Описывается роль родителей в образовательном процессе, необходимость сотрудничества между воспитателями и семьей, а также предлагаются примеры эффективных форм взаимодействия для успешного развития дошкольников. Подчеркивается важность взаимного доверия и активного участия родителей в реализации стандартов.
Ключевые слова: ФГОС ДО, работа с родителями, взаимодействие с семьей, дошкольное образование, развитие детей, сотрудничество, воспитатель.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) кардинально изменило подходы к организации образовательного процесса в детских садах. Одной из ключевых задач этого стандарта стало обеспечение сотрудничества между педагогами и родителями для успешного развития ребенка. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения приобретает новое значение, ведь родители, как и воспитатели, становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Работа с родителями требует особого внимания со стороны воспитателей, поскольку семья – это главная среда, где формируются базовые ценности, привычки и основы поведения ребенка. Родители зачастую оказываются первыми наставниками, чьи действия и убеждения оказывают большое влияние на развитие дошкольника. Поэтому задача воспитателя заключается не только в обучении и воспитании ребенка, но и в поддержке родителей, создании условий для их активного участия в образовательном процессе. ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу налаживания партнерских отношений с семьями воспитанников.
Одной из главных задач воспитателя является разъяснение родителям целей и задач ФГОС ДО. Многие родители не до конца понимают, какие изменения несет этот стандарт и как они могут помочь в его реализации. Важно донести до родителей мысль о том, что современный подход к дошкольному образованию строится на принципах личностно ориентированного воспитания, где учитываются интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка. Воспитатель должен познакомить родителей с основными образовательными областями, которые прописаны в стандарте, и объяснить, каким образом они могут содействовать развитию своего ребенка в этих направлениях.
Для успешного взаимодействия с родителями важно организовывать регулярные встречи и консультации. Одним из методов, который активно применяется на практике, являются родительские собрания и семинары. На таких встречах воспитатель может не только объяснить особенности образовательной программы, но и обсудить с родителями важные вопросы, касающиеся воспитания и развития детей. Например, можно организовать семинар на тему «Как поддержать познавательную активность ребенка в повседневной жизни». На таких встречах воспитатели могут давать конкретные советы и примеры, которые родители смогут применять дома.
Еще одним эффективным методом работы с родителями является привлечение их к участию в совместных мероприятиях и проектах, направленных на развитие ребенка. Это могут быть экологические акции, праздники, творческие мастерские или спортивные соревнования. Такие мероприятия помогают не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и создать атмосферу сотрудничества и поддержки. Например, организация семейного дня спорта или совместного праздника осени, где родители и дети вместе участвуют в играх, заданиях и конкурсах, способствует укреплению семейных связей и развитию чувства ответственности у ребенка.
Кроме того, в современных условиях важной частью взаимодействия с родителями становится использование информационных технологий. Многие воспитатели активно применяют мессенджеры и социальные сети для поддержания связи с родителями, рассылки важной информации, обмена фотографиями и видеоматериалами с занятий. Например, создание групп в мессенджерах позволяет быстро и эффективно информировать родителей о предстоящих событиях, решать организационные вопросы и получать обратную связь. Это особенно важно в условиях, когда родители не всегда могут присутствовать на собраниях или встречах лично.
Не менее важным аспектом работы с родителями является их психологическая поддержка. Воспитатели должны уметь правильно выстраивать диалог, особенно в сложных ситуациях, связанных с развитием ребенка. Например, если у ребенка наблюдаются трудности с социализацией или обучением, важно не критиковать родителей, а предложить совместные пути решения проблемы. Сюда могут входить как рекомендации по развитию конкретных навыков у ребенка, так и консультации с психологами или специалистами. Важно, чтобы родители чувствовали себя партнерами в процессе воспитания, а не объектом критики.
Примером успешного сотрудничества с родителями может стать индивидуальная работа с семьей по определенной проблеме. Например, если у ребенка выявляются сложности в общении с ровесниками, воспитатель может предложить родителям включить дополнительные задания или игры, развивающие коммуникативные навыки, а также помочь организовать ситуацию, где ребенок сможет практиковать свои новые умения. Такая практика не только помогает развивать необходимые навыки у детей, но и показывает родителям, что их активное участие в процессе воспитания действительно важно.
ФГОС ДО акцентирует внимание на том, что процесс воспитания и образования должен носить деятельностный характер, то есть ребенок должен активно включаться в процесс обучения через игру, общение и творчество. Родители могут способствовать реализации этой задачи, если будут поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности дома. Воспитатели могут предложить родителям советы и идеи для того, чтобы организовать образовательные игры и задания в домашних условиях. Например, предложить родителям игры для развития логики, памяти или моторики, которые легко можно проводить во время семейного отдыха.
Таким образом, работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО является важным и необходимым аспектом дошкольного воспитания. Взаимодействие между семьей и образовательным учреждением должно строиться на взаимном доверии, открытости и сотрудничестве. Воспитатель, активно взаимодействуя с родителями, может создать условия для полноценного развития дошкольников, поддерживая их интересы и способствуя формированию необходимых для успешного обучения навыков.
Список литературы
Кенибаева
Г
.
А
.
Методы включения родителей в реализацию образовательной программы // Челябинский гуманитарий. 2016. №3 (36).
Рылькова
Т.А. Современные формы работы с родителями ДОУ в условиях ФГОС // Инновационная наука. 2019. №
3.
Шабас
С
.
Г
.
Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // СДО. 2017. №8 (80).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат