ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Челомбий Татьяна Олеговна , преподаватель английского языка
Филиал ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» в г. Черкесске
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность повышения познавательной активности студентов в процессе обучения английскому языку через внедрение проектной деятельности. Проектное обучение, как метод активизации познавательной активности, позволяет студентам самостоятельно исследовать, анализировать и представлять информацию, что в свою очередь способствует не только развитию языковых навыков, но и критического мышления, креативности и командной работы. Статья охватывает теоретические аспекты проектного обучения, а также практические примеры и методические рекомендации для преподавателей, стремящихся интегрировать проектную деятельность в свои уроки.
Ключевые слова: познавательная активность, проектная деятельность, обучение английскому языку, студенты, активные методы обучения, критическое мышление.
Современное образование требует от студентов не только изучения языковой системы, но и формирования навыков, необходимых для успешного взаимодействия в глобализированном мире. Повышение познавательной активности является важным аспектом образовательного процесса, поскольку именно она способствует глубокому усвоению информации и развитию самостоятельности учащихся. В этом контексте проектная деятельность выступает мощным инструментом, позволяющим студентам активно вовлекаться в изучение английского языка.
Проектное обучение предоставляет возможность студентам работать над реальными задачами, что способствует их интересу к учебному процессу. Это особенно важно в условиях быстро меняющегося мира, где умение работать в команде, анализировать информацию и предлагать решения является ключевыми навыками.
Проектное обучение — это метод, в рамках которого студенты выполняют длительные задания, связанные с исследованием определенных тем или проблем. Основоположником проектной методологии считается Джон Дьюи, который утверждал, что обучение должно быть основано на опыте и активной деятельности учащихся.
Существует несколько ключевых принципов проектного обучения:
Целостность: Проекты должны быть связаны с реальной жизнью и иметь практическое применение.
Активность: Учащиеся должны быть вовлечены в процесс, участвуя в обсуждениях, мозговых штурмах и других формах взаимодействия.
Сотрудничество: Студенты работают в группах, что развивает навыки командной работы и коммуникации.
Оценка: Процесс и результаты проектной деятельности должны оцениваться как преподавателями, так и самими студентами.
Преподаватель в проектном обучении выполняет роли организатора, фасилитатора и консультанта. Он помогает формулировать исследовательские вопросы, направляет студентов, обеспечивает доступ к необходимым ресурсам и поддерживает процесс обсуждения. Важно, чтобы преподаватель создавал атмосферу, способствующую свободному обмену мнениями и идеями.
Рассмотрим конкретные примеры проектной деятельности, которые могут быть внедрены в курс английского языка:
1. Проект "Культурное разнообразие". Студенты выбирают одну страну, в которой говорят на английском языке, и исследуют ее культуру, традиции и обычаи. Затем они представляют свои исследования в виде презентации, афиши или видеоролика. Это развивает у студентов не только языковые навыки, но и культурную осведомленность.
2. Проект "Эко-инициативы". Студенты разрабатывают проект, направленный на решение экологической проблемы в их районе. Они должны провести опросы, собрать данные и представить свои идеи о том, как улучшить экологическую ситуацию. Данный проект не только повысит познавательную активность, но и поможет спрограммировать осознание социальной ответственности.
3. Проект "Книга в нашем городе". Студенты выбирают книгу, которая имеет отношение к их жизни или региону, и проводят исследования о её авторе, тематике и влиянии на общество. После этого они организуют обсуждение или выставку, что позволяет каждому участнику поделиться своим мнением и научиться аргументировать свою точку зрения.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Важно выбирать темы, которые будут интересны и актуальны для студентов. Проекты можно адаптировать в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Тема должна быть достаточно широкой для развития креативности, но специфичной, чтобы не вызывать трудностей при исследовании.
Работа в группах — ключевой аспект проектного обучения. Группы должны быть сформированы с учетом интересов, уровней языковой подготовки и социальных навыков студентов. Это позволит создать более продуктивную динамику внутри групп и повысить качество совместной работы.
Необходимо разработать четкий график выполнения проекта, который поможет студентам организовать своё время и ресурсы. Регулярные промежуточные оценки позволяют преподавателю следить за прогрессом и корректировать курс работы при необходимости.
Оценка должна быть многоуровневой и учитывать как конечный продукт, так и процесс работы. Важно привлекать студентов к самопроверке и взаимооценке, что поможет им развивать критическое мышление и учебную рефлексию.
Интеграция проектной деятельности в процесс обучения английскому языку открывает новые горизонты для повышения познавательной активности студентов. Такой подход способствует развитию критического мышления, креативности и навыков сотрудничества — всех тех качеств, которые являются важными для успешной адаптации в современном обществе. Преподавателям стоит рассмотреть внедрение проектного обучения в свои практики, чтобы сделать обучение более увлекательным и значимым для студентов. В конечном итоге это способствует не только языковому развитию, но и формированию глубокого понимания мира, в котором живут учащиеся.
Список литературы
Василенко, О. В. Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка / О. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105442/.
Васильцова, В. В. Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО / В. В. Васильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52686/.
Перекрестова, Г. Г. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка / Г. Г. Перекрестова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 845-847. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16504/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат