РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Неделькина Марина Николаевна, педагог-психолог
МБОУ «Балахтинская СШ №1 им. Героя Советского Союза Ф. Л. Каткова»
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством арт-терапевтических техник. Рассматривается значимость эмоционального интеллекта для успешной социализации детей, предлагаются примеры применения арт-терапии в образовательной практике и воспитательной деятельности. Обоснована роль педагога-психолога в организации работы с детьми с ОВЗ через использование художественно-творческих методов. Приведены примеры успешной практики, подчеркнута важность индивидуального подхода.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети с ОВЗ, арт-терапия, педагог-психолог, социализация, эмоциональная сфера.
В современном образовательном пространстве важнейшей задачей является развитие эмоционального интеллекта у детей, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Эмоциональный интеллект— это способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать и влиять на эмоциональное состояние других людей. Для детей с ОВЗ, которым бывает трудно выразить свои чувства или понять эмоциональные сигналы окружающих, развитие этой способности становится необходимым элементом успешной социализации и интеграции в общество.
Арт-терапевтические техники представляют собой эффективный способ работы с эмоциональной сферой ребенка, позволяя ему выразить свои чувства, даже если вербальная коммуникация ограничена. В отличие от традиционных методов, арт-терапия использует художественные материалы и творческие процессы для установления контакта с ребенком, развития его эмоциональной сферы и снижения уровня тревожности.
Арт-терапия может включать в себя различные виды деятельности, такие как рисование, лепка, музыка, танец и театр. Эти виды творческой деятельности не требуют от ребенка обязательных знаний или навыков, что особенно важно для детей с ОВЗ, у которых могут быть сложности в области моторики, восприятия или вербальной коммуникации.
Примером успешной практики является использование рисования для развития эмоциональной осведомленности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Ребенку предлагают выразить свои чувства через цвета и формы, а затем обсуждают с ним, какие эмоции он испытывал во время рисования. Например, яркие цвета могут сигнализировать о радости или возбуждении, а темные — о грусти или тревоге. Педагог-психолог помогает ребенку осознать и вербализировать эти эмоции, что способствует их лучшему пониманию и контролю.
Музыкальная терапия также является мощным инструментом развития эмоционального интеллекта. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности с вербальным выражением своих эмоций, но через музыку они могут выразить свои чувства и снять внутреннее напряжение. Пение, игра на простых музыкальных инструментах или прослушивание музыки определенных жанров помогает детям раскрыть свои эмоциональные переживания и улучшить настроение. В процессе таких занятий педагог-психолог может предложить детям сравнивать различные музыкальные композиции и связать их с определенными эмоциями — радостью, грустью, спокойствием или тревогой.
Еще одним примером использования арт-терапии является театральная деятельность. Для детей с аутизмом, которые часто испытывают трудности в социальной коммуникации, театральные игры позволяют им изучать и моделировать различные эмоциональные состояния, проигрывать возможные социальные сценарии и учиться реагировать на эмоциональные сигналы других людей. Во время таких игр дети учатся выражать свои эмоции невербально, через мимику и жесты, что улучшает их социальные навыки.
Важнейшая роль в этом процессе отводится педагогу-психологу, который выступает в качестве координатора и организатора занятий. Педагог-психолог не только помогает детям осознать свои эмоции, но и создает безопасное пространство, где ребенок может свободно выражать свои чувства. Индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ позволяет учесть его уникальные особенности и подобрать наиболее подходящие формы арт-терапии. Например, для детей с выраженной тревожностью могут быть полезны занятия с пластилином или рисование, а для детей с гиперактивностью — музыкальные или танцевальные упражнения.
Одна из ключевых целей арт-терапии — помочь ребенку наладить контакт с собой и окружающим миром. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в коммуникации, что приводит к изоляции и низкой самооценке. Арт-терапия помогает им почувствовать себя частью группы, выразить свои мысли и эмоции в доступной форме и таким образом улучшить взаимодействие с окружающими. Особенно важна поддержка в процессе социальной адаптации, ведь через творчество ребенок учится не только понимать свои эмоции, но и проявлять эмпатию по отношению к другим людям.
В заключение, арт-терапевтические техники оказывают значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ. Эти методы позволяют детям лучше понимать свои эмоции, учат их выражать чувства через творчество и помогают развивать навыки социальной коммуникации. Работа педагога-психолога в этом направлении требует чуткости, креативного подхода и глубокого понимания особенностей каждого ребенка. Именно через такие техники создается благоприятная среда для гармоничного развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ и их успешной интеграции в общество.
Список литературы
Войтенко, Е. И. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ / Е. И. Войтенко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 216-218.
Карпенко Л. И. Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством использования методов арт-терапии: сборник трудов конференции. / Л. И. Карпенко, А. И.
Еверзова
// Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и
взрослых :
материалы
Всерос
. науч.-
практ
.
конф
. с
междунар
. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) /
редкол
.: С. Н.
Башинова
[и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 122-125.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат