РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Низамутдинова Айгуль Тахировна, учитель начальных классов
МБОУ «Абсалямовская основная общеобразовательная школа»
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития учебной мотивации у младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Автор анализирует значение ИКТ для повышения интереса учащихся к учёбе, описывает основные методы и приёмы использования ИКТ для развития учебной мотивации, а также приводит примеры успешных практик применения ИКТ в образовательном процессе. Особое внимание уделяется роли учителя в создании условий для эффективного использования ИКТ для развития учебной мотивации у младших школьников.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии, интерес к учёбе, методы, приёмы, успешные практики.
В современном образовательном пространстве использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится всё более актуальным. ИКТ предоставляют широкие возможности для развития учебной мотивации у младших школьников, позволяя повысить их интерес к учёбе, развить самостоятельность и креативность. Сегодня образовательные платформы предлагают не только текстовую информацию, но и визуальные материалы: интерактивные схемы, анимацию, видеоуроки. Благодаря визуализации ученики лучше усваивают и запоминают материал, а сложные темы становятся для них более интересными. Так, использование интерактивных досок и проекторов позволяет демонстрировать наглядные пособия и учебные фильмы, делая уроки более увлекательными и понятными для учеников начальной школы.
Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ для развития учебной мотивации у младших школьников:
Повышение интереса к учёбе. ИКТ позволяют сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, что способствует повышению мотивации учащихся.
Развитие самостоятельности. Использование ИКТ позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересующие их темы, развивать навыки работы в команде и критического мышления.
Формирование креативности. ИКТ предоставляют широкие возможности для творчества, позволяя учащимся создавать собственные проекты, презентации и другие продукты.
Для развития учебной мотивации у младших школьников средствами ИКТ можно использовать следующие методы и приёмы:
Проектная деятельность. Использование ИКТ позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересующие их темы, развивать навыки работы в команде и критического мышления.
Игры и конкурсы. Применение ИКТ для создания игр и конкурсов способствует повышению интереса учащихся к учёбе, развитию их творческих способностей и коммуникативных навыков.
Виртуальные экскурсии и путешествия. Использование ИКТ для организации виртуальных экскурсий и путешествий расширяет кругозор учащихся, знакомит их с новыми явлениями и объектами окружающего мира.
Встречи с интересными людьми. Применение ИКТ для организации встреч с представителями различных профессий, спортсменами, деятелями искусства и науки позволяет учащимся получить новые знания и опыт, а также сформировать представление о возможных направлениях будущей деятельности.
Примеры успешных практик применения ИКТ Вот несколько примеров успешных практик применения ИКТ для развития учебной мотивации у младших школьников:
Проект «Мой город». Учащиеся исследовали историю, культуру и достопримечательности своего города, а затем создали презентацию, в которой рассказали о своих открытиях. Использование ИКТ позволило учащимся самостоятельно исследовать интересующие их темы, развивать навыки работы в команде и критического мышления.
Игра «Найди лишнее». Учащимся предлагалось найти лишний предмет в ряду. Использование ИКТ позволило сделать игру более интересной и увлекательной, что способствовало повышению мотивации учащихся.
Виртуальная экскурсия «Путешествие по музеям мира». Учащиеся познакомились с различными музеями мира, узнали об их истории и экспонатах. Использование ИКТ позволило расширить кругозор учащихся, познакомить их с новыми явлениями и объектами окружающего мира.
Учитель играет ключевую роль в создании условий для эффективного использования ИКТ для развития учебной мотивации у младших школьников. Он должен:
Поддерживать интерес и мотивацию учащихся к учёбе.
Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося.
Поощрять самостоятельность и инициативу учащихся.
Использовать различные методы и приёмы работы для развития учебной мотивации.
Таким образом, развитие учебной мотивации у младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий является важным аспектом образовательного процесса. Использование ИКТ позволяет повысить интерес учащихся к учёбе, развить их самостоятельность и креативность, а также сформировать активную жизненную позицию. Учитель играет ключевую роль в создании условий для эффективного использования ИКТ для развития учебной мотивации у младших школьников.
Список литературы
Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) //
Балканско
научно обозрение.
2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-sredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-teoretiches
Брыксина
О.Ф.,
Галанжина
Е.С., Смирнова МА. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия, 2015. 208 с.
Иванова Н. А. Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников / Н. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 47-49. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14455
/ (дата обращения: 17.09.2024).
Крыжановская
Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 121–125
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат