Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа №70338

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе
Работа:

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Низамутдинова Айгуль Тахировна, учитель начальных классов
МБОУ «Абсалямовская основная общеобразовательная школа»

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе. Автор анализирует значение изучения поэзии для развития литературных способностей и эстетического вкуса учащихся, описывает основные методы и приёмы работы со стихотворными произведениями, а также приводит примеры эффективных практик их изучения. Особое внимание уделяется роли учителя в организации уроков литературного чтения, посвящённых поэзии, и создании условий для глубокого понимания и восприятия стихотворных текстов учащимися.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, стихотворные произведения, поэзия, методы, приёмы, роль учителя.

 

Изучение стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе имеет большое значение для развития литературных способностей и эстетического вкуса учащихся. Поэзия помогает детям глубже понять и почувствовать красоту языка, научиться видеть и ценить прекрасное в окружающем мире.

Изучение стихотворных произведений на уроках литературного чтения способствует:

Развитию литературных способностей учащихся.

Формированию эстетического вкуса.

Расширению кругозора.

Развитию эмоциональной сферы.

Формированию нравственных качеств.

Игровые технологии играют значительную роль в изучении стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе, делая процесс обучения увлекательным и эффективным. Они помогают ученикам лучше усваивать поэтические тексты, развивать навыки выразительного чтения и формировать литературный вкус. Одним из ключевых методов является работа с ритмом и рифмой, которая помогает детям воспринимать стихотворение как целостное произведение. Учитель может предложить учащимся прочитывать стихотворения с акцентом на ритм, обращая внимание на рифмы в конце строк. Например, при изучении стихотворений Агнии Барто или Корнея Чуковского можно предложить детям прочитывать рифмованные строки в такт, что помогает лучше запоминать текст и чувствовать ритмическую структуру стихотворения.

Для развития навыка выразительного чтения важно использовать упражнения на интонацию. Учитель может показывать на примерах, как изменяется интонация в зависимости от содержания стихотворения. Например, чтение стихотворений с разными эмоциональными акцентами — весёлое, грустное, серьёзное или игривое — помогает детям лучше понимать смысл текста и передавать его эмоциональную окраску.

Игровые технологии могут значительно усилить интерес детей к изучению стихотворных текстов. Учитель может предложить учащимся игры, связанные с рифмами, где дети будут подбирать слова, заканчивающиеся одинаковыми звуками, или составлять короткие стихотворные строки. Например, игра «Подбери рифму» помогает детям развивать языковое чутьё и понимание структуры поэтического текста.

Запоминание стихотворений наизусть также играет важную роль в изучении поэтических произведений. Для облегчения этого процесса учитель может предложить детям запоминать стихи по строчкам или по строфам, разбивая текст на небольшие смысловые части. Такой подход помогает учащимся легче воспринимать стихотворение и лучше его запоминать.

Кроме того, учитель может организовать чтение стихов по ролям или в лицах. Это способствует не только более глубокому восприятию текста, но и развитию коммуникативных навыков у школьников. Например, при изучении стихотворений, где есть диалоги, учитель может предложить детям распределить роли и читать стихотворение, изображая персонажей.

Иллюстрирование стихотворений — ещё один полезный метод, который помогает учащимся лучше осмыслить содержание поэтического произведения. Учитель может предложить детям нарисовать иллюстрации к стихотворению, отображая в рисунках ключевые образы и настроения, которые они увидели в тексте. Это развивает у детей воображение, способствует осмыслению поэзии и помогает детям лучше запомнить текст через визуальные ассоциации.

Учитель играет ключевую роль в организации уроков литературного чтения, посвящённых поэзии. Для эффективной реализации своей деятельности ему необходимо:

Выбирать стихотворные произведения, соответствующие возрасту и интересам учащихся.

Объяснять учащимся значение и особенности стихотворных произведений.

Помогать учащимся анализировать стихотворные произведения.

Поощрять учащихся к выразительному чтению и драматизации стихотворных произведений.

Создавать условия для творческого самовыражения учащихся.

Таким образом, изучение стихотворных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе имеет большое значение для развития литературных способностей и эстетического вкуса учащихся. Поэзия помогает детям глубже понять и почувствовать красоту языка, научиться видеть и ценить прекрасное в окружающем мире. Учитель играет ключевую роль в организации уроков литературного чтения, посвящённых поэзии, и создании условий для глубокого понимания и восприятия стихотворных текстов учащимися.

 

Список литературы

Жесткова Е.А., Казакова В.В., Лезина А.В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2014. №15. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-analizu-poeticheskogo-teksta-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

(дата обращения: 17.09.2024).

Казакова В. В. Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. В. Казакова. // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 571-573.

Назарова Л. А. Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе изучения поэтических произведений / Л. А. Назарова. // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 401-405.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×