РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бережник Ольга Александровна, учитель начальных классов
МОУ "Приозёрная средняя общеобразовательная школа"
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность. Рассматриваются методы и примеры, как внеурочная работа может способствовать не только учебным, но и жизненным навыкам, которые дети смогут применять в повседневной жизни. Описаны подходы к формированию у детей умения анализировать, понимать информацию и применять её на практике.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальные классы, внеурочная деятельность, обучение, практические навыки, образовательный процесс.
Функциональная грамотность является важной составляющей современного образовательного процесса. Она подразумевает не только знание базовых предметов, но и способность ученика применять эти знания в повседневной жизни, анализировать информацию, принимать обоснованные решения. Учитывая это, в начальной школе важно создавать условия для того, чтобы дети могли развивать данные навыки через различные формы деятельности, в том числе и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность играет ключевую роль в развитии функциональной грамотности у младших школьников, так как именно она позволяет детям практиковать полученные на уроках знания в реальных жизненных ситуациях. Задача учителя — организовать внеурочные занятия таким образом, чтобы они были интересны, вовлекали детей в процесс познания, развивали их аналитические и практические способности.
Например, одна из форм внеурочной работы, которая способствует развитию функциональной грамотности, — это проектная деятельность. В начальных классах дети могут заниматься простыми проектами, которые затрагивают различные аспекты жизни и окружающего мира. В процессе работы над проектом ребёнок учится самостоятельно находить и обрабатывать информацию, делать выводы, а также представлять результаты своей работы перед одноклассниками. Например, проект на тему «Как мы бережём воду дома» может включать такие задачи, как наблюдение за расходом воды в быту, анализ способов её экономии, а затем представление найденных решений в виде небольшого доклада. Этот вид деятельности не только учит детей анализировать информацию, но и развивает навыки сотрудничества, презентации, коммуникации.
Ещё один важный аспект внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности — это различные образовательные игры. Игры создают условия для того, чтобы дети могли применять свои знания в практических ситуациях, развивать логическое мышление и коммуникационные навыки. Например, можно предложить детям участвовать в математических квестах или викторинах, где они должны использовать математические знания для решения задач, связанных с повседневными жизненными ситуациями, такими как покупка продуктов в магазине или планирование семейного бюджета. Это помогает школьникам научиться воспринимать математику не только как абстрактный предмет, но и как инструмент для решения конкретных задач.
Большое значение имеет также развитие читательской грамотности через участие детей во внеурочных чтениях и литературных клубах. Важно создать такую атмосферу, где чтение становится не только обязанностью, но и увлекательным процессом. Например, можно организовать «Литературные вечера», на которых дети обсуждают прочитанные книги, делятся своими впечатлениями, разыгрывают сценки или создают иллюстрации к произведениям. Это не только развивает читательские навыки, но и помогает детям лучше понимать прочитанное, делать выводы и применять эти выводы в реальной жизни.
Развитие функциональной грамотности также тесно связано с экспериментальной деятельностью. Например, можно организовать для детей занятия, на которых они самостоятельно проводят простые эксперименты, связанные с природой, окружающим миром. Такие эксперименты могут включать наблюдения за ростом растений, изучение физических явлений или участие в экологических проектах. Благодаря этим видам деятельности дети учатся делать выводы на основе наблюдений, понимать причинно-следственные связи, а также применять эти знания в повседневной жизни. Например, во время экспериментов по выращиванию растений дети могут научиться заботиться о природе, понимать важность экологического поведения и применять эти знания дома.
Важной формой работы являются и различные квесты или экскурсии, которые позволяют детям видеть и ощущать знания в реальных ситуациях. Например, проведение экскурсии в библиотеку или музей может быть дополнено заданиями, где дети должны не просто слушать экскурсовода, но и активно участвовать в процессе, задавая вопросы, находя ответы на них самостоятельно. Это формирует у детей умение самостоятельно добывать информацию и применять её в дальнейшем.
Нельзя забывать и о развивающих занятиях, которые направлены на улучшение навыков решения практических задач. Например, можно организовать занятия по финансовой грамотности, где дети учатся управлять личными финансами, планировать расходы, откладывать деньги на важные покупки. Это поможет развивать навыки, которые они будут применять на протяжении всей жизни. Даже на начальных этапах дети могут понять, как важно умение планировать и принимать обоснованные решения, связанные с финансами.
Функциональная грамотность также формируется через задания, которые требуют от детей критического мышления. Например, можно предложить ученикам анализировать различные ситуации из повседневной жизни и искать для них решения. Это могут быть ситуации, связанные с личной безопасностью, взаимоотношениями с друзьями или поведением в общественных местах. Задача учителя — создавать такие ситуации и помогать детям находить правильные и логичные решения, при этом поддерживая их инициативу и самостоятельность.
Таким образом, внеурочная деятельность — это важный инструмент для развития функциональной грамотности у младших школьников. Она позволяет детям практиковать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, развивает их способность мыслить критически, принимать решения и взаимодействовать с окружающим миром. Учитель начальных классов играет ключевую роль в организации такой работы, направляя детей, поддерживая их интерес и мотивируя их к дальнейшему обучению.
Список литературы
Исаева Э
.
Г, Алиева С
.
А, Алиева Ф
.
Г
.
Ф
ункциональная грамотность младших школьников и её формирование в образовательном пространстве
// Гуманизация образования. 2023. №1.
Молокова А.В.,
Смолеусова
Т.В., Погребняк Е.В., Лукашенко Н.С.,
Понуровская
В.В. Ф
ормирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическая сессия для учителей
// Нижегородское образование. 2022. №1.
Пичугин С
.
С, Громова
А
н
атольевна
,
Самкова
В
.
А
, Красноперова В
.
Ф
.
Ф
ормирование функциональной грамотности в начальной школе
// Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат