МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В КОЛЛЕКТИВЕ
Спивак Лилия Викторовна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) в коллективе. Описаны основные особенности социального взаимодействия детей с ЗПР и способы их интеграции в коллектив сверстников через игровые, коррекционные и развивающие методики. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации работы, направленной на формирование социальных навыков, развитие коммуникативных умений и создание комфортных условий для социальной адаптации детей с ЗПР.
Ключевые слова: дети с ЗПР, социализация, коллектив, коммуникативные навыки, социализация через игру, социальная адаптация, коррекционные методики.
Социализация детей с задержкой психического развития (ЗПР) в коллективе представляет собой важный и сложный процесс, требующий особого внимания со стороны воспитателей и специалистов. Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в общении, у них наблюдаются задержки в развитии навыков взаимодействия со сверстниками, что затрудняет их интеграцию в коллектив. Важно создать условия, при которых такие дети смогут развивать социальные навыки, учиться общаться и взаимодействовать с окружающими в непринуждённой, поддерживающей среде.
Одной из ключевых задач социализации детей с ЗПР является формирование коммуникативных навыков. Дети с ЗПР нередко испытывают трудности в установлении контакта с окружающими, они могут избегать общения, проявлять замкнутость или, напротив, агрессивность. Для развития навыков общения воспитателю важно создавать ситуации, в которых дети будут учиться взаимодействовать друг с другом через игру и коллективные задания. Например, можно использовать игры, где дети должны работать в паре или группе, договариваться о выполнении задания, поддерживать друг друга. Такие игры, как "Помоги другу" или "Собери вместе", помогают формировать у детей навыки сотрудничества, учат их выражать свои мысли и понимать других.
Игровые методы социализации детей с ЗПР являются одними из самых эффективных. Игра помогает детям легче включаться в процесс общения, так как игровая ситуация создаёт непринуждённую атмосферу, где дети могут быть более свободными в своих действиях и поступках. Ролевые игры позволяют детям с ЗПР примерять на себя разные социальные роли, что способствует развитию умения вести диалог, договариваться, проявлять заботу и внимание к другим. Например, игра "Семья" позволяет детям разыгрывать сценарии семейной жизни, где они учатся общаться с родными, решать бытовые вопросы, проявлять заботу и уважение.
Коллективные игры также играют важную роль в социализации детей с ЗПР. Такие игры помогают детям развивать чувство принадлежности к группе, учат их взаимодействовать, решать задачи совместно с другими детьми. Важно, чтобы задания в коллективных играх были направлены на достижение общего результата, что стимулирует детей к сотрудничеству. Например, игра "Построим дом" требует от детей совместного участия в строительстве, где каждый выполняет свою роль. Это помогает развивать чувство ответственности и учит детей работать в команде.
Одним из методов социализации является использование поощрений за социально положительное поведение. Воспитатель должен замечать и поощрять любые попытки ребёнка установить контакт, проявить заботу или помочь другим. Положительное подкрепление помогает детям с ЗПР осознавать, что их усилия в общении и взаимодействии ценятся, что стимулирует их к дальнейшему развитию социальных навыков. Например, можно награждать детей за успешное участие в коллективных играх или выполнение совместных заданий.
Коррекционные методики играют важную роль в социализации детей с ЗПР. Такие методики направлены на развитие эмоциональной и социальной сферы ребёнка через специально разработанные упражнения и задания. Например, игры на развитие эмоциональной сферы, где детям предлагают определить и выразить свои эмоции через мимику или жесты, помогают им лучше понимать и контролировать свои чувства. Такие игры, как "Как ты себя чувствуешь?", помогают детям осознавать свои эмоции и развивать эмпатию по отношению к другим.
Социально-ролевые игры также способствуют социализации детей с ЗПР. В этих играх дети разыгрывают различные социальные роли (продавец, врач, учитель), что помогает им осваивать основы социальных взаимодействий и развивать коммуникативные навыки. Например, в игре "Поликлиника" дети учатся вести диалог между пациентом и врачом, задавать вопросы, отвечать на них и понимать, как нужно действовать в реальной жизни. Такие игры помогают детям лучше адаптироваться к реальной социальной жизни и учат их понимать, как взаимодействовать с окружающими в различных ситуациях.
Работа в парах и группах помогает детям с ЗПР учиться взаимодействовать с другими детьми на более глубоком уровне. Воспитатель может организовывать задания, где дети должны выполнять задания в паре или небольшой группе. Например, можно предложить детям совместно построить башню из кубиков или решить математическую задачу. Работа в паре способствует развитию навыков общения, учит детей договариваться и принимать решения вместе с другими.
Роль воспитателя в процессе социализации детей с ЗПР заключается в создании условий для их активного участия в коллективной жизни группы. Воспитатель должен быть внимателен к каждому ребёнку, поддерживать его в трудных ситуациях, помогать справляться с конфликтами и непониманием. Важно, чтобы воспитатель создавал комфортную атмосферу, где дети могли чувствовать себя безопасно и уверенно, что способствует их успешной социальной адаптации. Например, воспитатель может регулярно организовывать беседы с детьми на темы дружбы, взаимопомощи и уважения, где дети будут обсуждать свои мысли и учиться выражать своё мнение.
Эмоциональная поддержка также является важным аспектом социализации детей с ЗПР. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в понимании и выражении своих эмоций, что затрудняет их взаимодействие с окружающими. Воспитатель должен помогать детям развивать эмоциональную грамотность, учить их распознавать и контролировать свои эмоции. Например, можно проводить игры на выражение эмоций, где дети учатся показывать радость, грусть, гнев с помощью мимики или жестов, что помогает им лучше понимать свои чувства и чувства других.
Работа с родителями также важна для успешной социализации детей с ЗПР. Воспитатель должен тесно сотрудничать с родителями, чтобы они могли поддерживать своих детей в процессе социальной адаптации. Родители могут участвовать в организации совместных мероприятий, где дети будут взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в непринуждённой обстановке. Также важно, чтобы родители понимали, как важно развитие социальных навыков, и поддерживали своих детей дома, создавая условия для общения и взаимодействия.
В завершение можно сказать, что социализация детей с ЗПР в коллективе требует комплексного подхода, включающего использование игровых методов, коррекционных методик, работу в парах и группах, а также эмоциональную поддержку. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для успешной адаптации детей к коллективной жизни, помогая им развивать коммуникативные навыки и учиться взаимодействовать с окружающими.
Список литературы
Мачихина, В. Н. Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием / В. Н. Мачихина. —
Текст:
непосредственный // Инновационные педагогические
технологии:
материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, май 2018 г.). —
Казань:
Молодой ученый, 2018. — С. 112-114.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд.,
перераб
. и
дополн.СПб
.: Речь, 2015.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат