ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Спивак Лилия Викторовна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. В статье рассматривается использование сенсорных игр как эффективного метода для развития восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны особенности сенсорного восприятия у детей с ЗПР и предложены методы, способствующие развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия через игру. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации сенсорных игр и создании благоприятной среды для коррекции и развития сенсорных навыков.
Ключевые слова: дети с ЗПР, сенсорные игры, восприятие, сенсорное развитие, коррекционные методики, сенсорные навыки, развитие восприятия.
Сенсорное восприятие играет важную роль в развитии ребёнка, так как через органы чувств дети познают окружающий мир и осваивают основные навыки взаимодействия с ним. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) часто имеют дефицит сенсорного восприятия, что затрудняет их развитие и обучение. Они могут испытывать трудности в восприятии и обработке сенсорной информации, таких как зрительные, слуховые и тактильные стимулы, что требует особого подхода со стороны воспитателя. Использование сенсорных игр является одним из эффективных методов для коррекции и развития сенсорного восприятия у детей с ЗПР.
Сенсорные игры направлены на активизацию органов чувств у ребёнка через различные виды деятельности, стимулирующие восприятие и обработку информации. Эти игры помогают развивать зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие, что способствует улучшению общего когнитивного развития. Воспитатель может использовать сенсорные игры для того, чтобы помочь детям с ЗПР развивать сенсорные навыки, учить их более осознанно воспринимать окружающий мир и улучшать их взаимодействие с внешней средой.
Зрительное восприятие является одним из основных сенсорных каналов, через которые ребёнок познаёт окружающий мир. Для детей с ЗПР важно развивать умение различать формы, цвета, размеры и пространственные отношения. Одной из популярных сенсорных игр для развития зрительного восприятия является игра "Найди пару", где дети должны находить и сопоставлять одинаковые картинки, фигуры или предметы. Эта игра помогает детям улучшать навыки наблюдательности, внимания и зрительной памяти.
Для развития цветового восприятия можно использовать игры с яркими предметами. Например, игра "Сортировка по цвету", где дети должны рассортировать предметы разных цветов в соответствующие корзинки или коробки. Эта игра учит детей различать цвета, развивает зрительное внимание и координацию. Также полезны игры с мозаикой, где дети создают узоры или изображения из цветных деталей, что развивает умение различать оттенки и формы.
Слуховое восприятие также требует особого внимания в работе с детьми с ЗПР. У таких детей могут наблюдаться трудности в восприятии и различении звуков, что затрудняет развитие речевых навыков и навыков общения. Для развития слухового восприятия используются игры с музыкальными инструментами, игры на различение звуков. Например, игра "Угадай звук" предполагает, что дети слушают звуки (шум дождя, шум ветра, звук автомобиля) и пытаются их распознать. Такая игра помогает развивать внимание к звукам, учит детей различать шумы и ассоциировать их с определёнными объектами или явлениями.
Игры с использованием музыкальных инструментов также способствуют развитию слухового восприятия. Например, можно предложить детям поиграть на барабанах, маракасах, колокольчиках, изучая, как каждый инструмент звучит. Воспитатель может предложить детям различать высокие и низкие звуки, а также воспроизводить ритмы. Это помогает детям не только развивать слуховое восприятие, но и улучшать координацию движений и внимание.
Тактильное восприятие играет важную роль в развитии детей с ЗПР, так как через осязание ребёнок учится различать формы, текстуры, температуры и вес предметов. Для развития тактильного восприятия используются игры с различными материалами, которые дети могут трогать и исследовать. Например, игра "Что в мешочке?" предлагает детям наощупь определить предметы, не видя их. Такая игра помогает детям развивать тактильную чувствительность, учит их различать предметы по форме и текстуре, а также улучшает концентрацию внимания.
Для тактильного развития можно использовать игры с песком, водой, пластилином, глиной. Дети могут лепить, рисовать на песке, создавать фигурки из пластилина, что помогает развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность и креативное мышление. Игры с водой, например, наливание воды из одного сосуда в другой, развивают не только тактильное восприятие, но и координацию движений.
Комплексные сенсорные игры также могут включать элементы нескольких видов восприятия одновременно. Например, игра "Собери коробочку ощущений" предлагает детям сортировать предметы по различным сенсорным признакам: мягкие и жёсткие, тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые. Эта игра помогает детям одновременно развивать тактильное и зрительное восприятие, учит их анализировать свойства предметов и развивает навыки классификации.
Игры на развитие обоняния и вкусового восприятия также могут использоваться для детей с ЗПР. Например, можно предложить детям игру "Угадай запах", где они по запаху должны определить фрукты, цветы или специи. Это помогает развивать обонятельные рецепторы и учит детей различать запахи. Вкусовые игры, например, дегустация фруктов с закрытыми глазами, помогают детям развивать вкусовые ощущения и обогащают их сенсорный опыт.
Роль воспитателя в организации сенсорных игр заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития сенсорного восприятия детей. Важно, чтобы сенсорные игры проводились в безопасной, комфортной и поддерживающей среде, где дети могут свободно исследовать окружающие предметы и развивать свои навыки. Воспитатель должен внимательно следить за реакцией каждого ребёнка, подбирать игры в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей с ЗПР.
Также важно создание сенсорной среды в группе, где дети будут постоянно иметь доступ к различным материалам и предметам, стимулирующим их сенсорное восприятие. Это могут быть сенсорные уголки, наполненные различными текстурными материалами, игрушками, музыкальными инструментами и предметами для игры с водой и песком. Наличие таких уголков позволяет детям свободно развивать свои сенсорные навыки через самостоятельную игру.
Работа с родителями также важна для развития сенсорного восприятия у детей с ЗПР. Воспитатель может рекомендовать родителям продолжать работу дома, предлагая детям сенсорные игры и задания, которые помогают развивать их восприятие. Родители могут вместе с детьми лепить из пластилина, играть с сенсорными игрушками, проводить музыкальные игры, что способствует комплексному развитию ребёнка.
Подводя итог, можно сказать, что использование сенсорных игр для развития восприятия у детей с ЗПР является эффективным методом, способствующим улучшению их сенсорных навыков и общему когнитивному развитию. Сенсорные игры помогают детям осознавать и различать сенсорные стимулы, что положительно влияет на их восприятие окружающего мира. Воспитатель играет ключевую роль в организации сенсорной деятельности, создавая условия для успешного развития сенсорных навыков у детей.
Список литературы
Жилина, Ж.А. Сенсорно-перцептивная сфера и интеллектуальные способности дошкольников с задержкой психического развития / Ж.А. Жилина, А.В. Пузырев // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей / под общ. ред. Г.Н.
Гу
жиной
. – М., 2020. – С. 254-260
Творогова
А. В. Сенсорно-интегративный подход к формированию восприятия у дошкольников с задержкой психического развития //Проблемы современного педагогического образования, 2023. - 4 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат