РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Спивак Лилия Викторовна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. В статье рассматривается влияние проектной деятельности на развитие когнитивных функций у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные методы и приемы организации проектной работы, способствующие развитию познавательных процессов, внимания, памяти, мышления и речи у детей с ЗПР. Особое внимание уделено роли воспитателя в создании условий для успешной реализации проектов и поддержке познавательной активности детей.
Ключевые слова: дети с ЗПР, когнитивные функции, проектная деятельность, познавательные процессы, память, внимание, мышление, речевое развитие.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) для развития их когнитивных функций. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в познавательной сфере, такие как недостаточное внимание, слабая память, замедленное развитие мышления и речи. Проектная деятельность способствует преодолению этих трудностей, создавая условия для активного включения детей в учебный процесс, стимулируя их познавательную активность, развитие самостоятельности и креативного мышления.
Одним из ключевых преимуществ проектной деятельности является её практическая направленность. В ходе выполнения проектов дети учатся планировать свою деятельность, ставить цели, искать способы их достижения и анализировать результаты. Для детей с ЗПР важно, чтобы задания были связаны с их жизненным опытом и были доступны для понимания. Проекты могут быть связаны с простыми и понятными темами, такими как природа, животные, профессии, сезоны года. Например, проект на тему "Мир животных" может включать исследование разных видов животных, их среды обитания, привычек и особенностей поведения. Это помогает детям с ЗПР лучше усваивать информацию, развивая при этом внимание и память.
Развитие внимания у детей с ЗПР через проектную деятельность осуществляется за счёт необходимости сосредоточиться на выполнении конкретных задач в рамках проекта. Важно, чтобы задания были поэтапными и не перегружали детей излишней информацией. Например, если проект включает сбор материалов для создания плаката о животных, воспитатель может предложить детям сначала собрать картинки, затем выбрать информацию, а после — создать композицию. Это помогает детям научиться планировать свою деятельность, сосредотачиваться на отдельных шагах и доводить задачу до конца, что положительно влияет на развитие внимания.
Память у детей с ЗПР также развивается в процессе проектной работы. Задания, связанные с запоминанием информации, могут быть интегрированы в различные этапы проекта. Например, дети могут запоминать названия животных, их привычки, или последовательность выполнения действий. В процессе создания проектов дети активно используют зрительную, слуховую и моторную память, что способствует развитию разных видов памяти. Для улучшения результатов можно использовать мнемотехники, где дети учатся запоминать информацию через ассоциации и образы.
Проектная деятельность помогает развивать мышление у детей с ЗПР, так как проекты требуют от детей анализа, сопоставления фактов, поиска решений и выстраивания логических связей. Например, при создании проекта на тему "Профессии" дети могут изучать разные виды деятельности, анализировать, какие инструменты и материалы необходимы для каждой профессии, что помогает развивать логическое мышление и способность к систематизации информации. Воспитатель может предложить детям задачи на сопоставление профессий и их атрибутов, что поможет развивать навыки анализа и обобщения.
Речевое развитие также может быть интегрировано в проектную деятельность. Дети с ЗПР часто испытывают трудности с развитием связной речи, но в рамках проекта они могут учиться описывать свои действия, рассказывать о ходе выполнения задания, задавать вопросы и обсуждать результаты с другими детьми. Например, в проекте на тему "Времена года" дети могут описывать изменения в природе, рассказывать, что происходит осенью, зимой или весной, что помогает развивать связную речь, расширять словарный запас и формировать умение строить предложения. Воспитатель может стимулировать речевую активность через вопросы и обсуждения, поддерживая детей в их речевом развитии.
Индивидуальный подход к детям с ЗПР в проектной деятельности позволяет учитывать особенности каждого ребёнка и адаптировать задания под их возможности. Важно, чтобы задания были доступными для выполнения, но при этом стимулировали развитие когнитивных функций. Например, для детей с трудностями в восприятии можно предложить больше наглядных материалов, использовать картинки, модели, видеоматериалы, которые помогут лучше понять информацию. Для детей с проблемами в памяти можно вводить повторение и закрепление материала через разные этапы проекта.
Роль воспитателя в организации проектной деятельности заключается в том, чтобы направлять детей, помогать им планировать работу и организовывать процесс, но при этом оставлять место для самостоятельности. Важно, чтобы воспитатель поддерживал познавательную активность детей, поощрял их за успехи и помогал преодолевать трудности. Воспитатель должен создавать условия для того, чтобы дети могли проявлять инициативу, высказывать свои идеи и учиться работать в коллективе. Например, в ходе проектной деятельности дети могут работать в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и учит их взаимодействовать с другими детьми.
Проектная деятельность также развивает самостоятельность и ответственность у детей с ЗПР. В процессе выполнения проектов дети учатся планировать свою работу, принимать решения и нести ответственность за результат. Например, в проекте на тему "Наш город" дети могут отвечать за разные части проекта: кто-то собирает информацию, кто-то рисует, кто-то готовит презентацию. Это помогает детям развивать чувство ответственности за свою работу и учит их выполнять задания в срок.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом для развития когнитивных функций у детей с ЗПР. Проекты помогают детям развивать внимание, память, мышление и речь через активное включение в учебный процесс. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для успешной реализации проектов, поддерживал познавательную активность детей и адаптировал задания в зависимости от их возможностей и потребностей.
Список литературы
Алехина С.
А. Организация образовательного
процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду. М.: МГППУ, 2014. 203 с.
Кудрявцева
С.В.
Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР // Специальное образование, 2014. – 4 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат