Выступление на педагогическом совете по теме:
«Формы и методические приёмы на уроках изобразительного искусства, способствующие развитию творческих способностей обучающихся».
Подготовила
Никитина Оксана Никооаевна
Учитель ИЗО
МКОУ Бажинской ООШ
Школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом на уроках искусства. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где центральное место занимает урок. Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета.
На уроках изобразительного искусства я использовала различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения. Основной из форм являются занятия, цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения обучающихся. Научится воспроизводить увиденное и услышанное из наблюдения.
Для развития наблюдательности использую следующие методы:
-наблюдение явлений, передающих общее содержание произведения;
-беседу о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;
-рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;
-рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;
-рисование с натуры картин, описанных в произведении.
На уроках и внеурочных занятиях обращаю внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности.
Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка,.);
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские,…);
-использование ИТК;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации,.);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные,.);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий…);
-использование дидактических средств(тесты, терминологические кроссворды);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-деятельностный подход в обучении.
В школьной практике большой популярностью пользуется коллективная деятельность,она вызывает интерес к творческому процессу у обучающихся. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
В 1 классе это совместно индивидуальная деятельность. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами обучающиеся раскрашивают и в конце урока собирают сказочную поляну (хоровод снежинок…). Работа сопровождается сказкой о мире красок…
Во 2 классе результатом индивидуальной работы становится панно «Этот прекрасный мир», «Сказочная страна» (украшение бабочек, птиц, рыбок, человечков).
К 3 классу формы организации более разнообразные. «Художник и театр», «Художник и город».
В 4 классе выполняем коллективную композицию «Праздничный букет», «В русской избе», «Русские праздники». На этапе урока – показ рисования предметов и элементов, предлагаю ребятам попробовать себя в роли учителя. Роль ученика выполняю я. Такое общение эффективно для формирования самооценки учащихся, развития речевой культуры. Оценивая учителя, исправляя ошибки, ученик оценивает себя, при этом воспитываются такие черты характера, как инициатива, смелость, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, стремление помочь, взять на себя часть интересной работы, ответственность, уважение к себе и другим.
В5 кл. народный костюм, убранство русской избы, украшение прялки и колыбельки.
В 6-7 кл. работают в группах или в парах, создавая архитектуру будущего в технике аппликации и бумажной пластики и другими материалами.
Приведу пример урока изобразительного искусства в 3-м классе. Ребятам предлагается попробовать свои силы в создании мультипликационного фильма по народной сказке “Репка ”. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа отвечает за определённую операцию для достижения общей цели. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы. Это творчески –поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми".
Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых приемов рисования.
Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами. Поэтому использую следующие формы нестандартных уроков: урок-викторина, урок творчества, урок-конкурс, урок-импровизация, урок-эксперимент, урок-выставка и другие.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая работа.
Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела. А это значит, что воспитательная цель урока достигнута.
Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат