РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Степанян Нинель Арамовна, учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Бауманская инженерная школа № 1580»
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования мотивации у учащихся средней ступени обучения к изучению иностранного языка. Особое внимание уделяется роли учителя в процессе стимулирования интереса к предмету, а также влиянию используемых методов и приемов. Приведены примеры эффективных практик, направленных на развитие внутренней и внешней мотивации учеников.
Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, средняя ступень, учитель, методы, активизация интереса, творческий подход.
Мотивация к изучению иностранного языка на средней ступени обучения является важным фактором, влияющим на успешность овладения материалом. В этот период ученики зачастую теряют первоначальный интерес к предмету, сталкиваясь с возрастающей сложностью грамматических конструкций и необходимости регулярного заучивания новых слов. Поэтому одна из основных задач учителя — создать такие условия, при которых изучение языка становится не просто необходимостью, а увлекательным и полезным занятием, позволяющим раскрыть творческий потенциал ученика.
Одним из ключевых аспектов мотивации является отношение к языку как к практическому инструменту, необходимому для решения конкретных жизненных задач. Для этого учитель должен акцентировать внимание на том, что иностранный язык — это не просто школьный предмет, а средство общения с людьми из других стран, доступ к информации и возможность самореализации в будущем. Так, на уроках можно предлагать задания, связанные с реальными ситуациями, которые могут возникнуть в путешествиях, при поступлении в зарубежные учебные заведения или при ведении переписки с иностранными сверстниками. Например, ученикам может быть предложено составить и отправить письмо другу на английском языке, что позволит им ощутить значимость изучения языка на практике.
Творческий подход в преподавании — еще один важный фактор, способствующий мотивации. Использование игровых форм, творческих проектов и креативных заданий помогает активизировать интерес к изучению иностранного языка. Например, игра "Ролевая беседа", где учащиеся разыгрывают диалоги на определенную тему (поход в кафе, покупка билетов или посещение врача), помогает не только закрепить грамматические конструкции и лексику, но и позволяет ощутить реальность использования языка в повседневных ситуациях. Важно, чтобы такие игры были регулярными и охватывали разные аспекты жизни, приближенные к интересам школьников.
Ключевым элементом мотивации является внутренняя мотивация — желание изучать язык ради собственного развития, а не только ради оценок. Здесь учителю стоит использовать задания, которые соответствуют интересам учеников. Например, если ученики увлекаются компьютерными играми, можно предложить им перевести интерфейс игры на английский язык или прослушать и перевести иностранные интервью с разработчиками игр. Если речь идет о любителях музыки, они могут изучать тексты песен на английском языке, обсуждать их содержание и даже писать собственные стихи. Такой подход помогает ученикам почувствовать связь между изучаемым языком и их личными интересами, что значительно усиливает мотивацию.
Не менее важным является создание дружеской атмосферы на уроках, где ученики не боятся совершать ошибки. Часто страх неудачи и критики со стороны учителя или одноклассников становится барьером в овладении иностранным языком. Учителю стоит сделать акцент на поддержке, одобрении попыток учеников говорить на языке, даже если они делают ошибки. Один из способов — проведение уроков в формате "языкового кафе", где ученики общаются друг с другом, обсуждая различные темы, и не боятся быть неправыми, так как атмосфера таких занятий должна быть максимально непринужденной.
Активизация внешней мотивации также может быть полезна. Участие в конкурсах, олимпиадах, театральных постановках на иностранном языке позволяет ученикам почувствовать удовлетворение от достижения успехов в изучении языка. Публичные выступления, пусть даже в рамках классного коллектива, помогают ученикам раскрыть свои способности, почувствовать уверенность в своих силах и стремиться к новым достижениям. Например, участие в школьных постановках или конкурсе "Лучший переводчик" может стать мощным стимулом к дальнейшему изучению языка.
Технические средства обучения также играют важную роль в формировании интереса к предмету. Использование интерактивных платформ, онлайн-тренажеров и мобильных приложений для изучения языка помогает сделать процесс обучения более интересным и динамичным. Например, использование платформы Kahoot! для создания викторин на иностранном языке или Duolingo для самостоятельной тренировки грамматики и лексики может разнообразить традиционные методы преподавания и сделать процесс обучения более увлекательным. Учитель может предложить ученикам поиграть в такие приложения дома и делиться результатами на уроке, что мотивирует их к самостоятельному изучению.
Одним из ярких примеров успешного мотивационного подхода является проектная деятельность на уроках иностранного языка. Ученики могут работать в группах, создавая проекты на иностранном языке, связанные с различными темами: путешествия, культура, наука. Важно, чтобы каждый ученик ощущал свою значимость в проекте, получал возможность проявить свои способности. Например, можно организовать проект по изучению культурных традиций стран, где говорят на английском языке, с последующим представлением результатов работы перед одноклассниками. Такая форма работы не только укрепляет интерес к предмету, но и развивает умение работать в команде, критически мыслить и грамотно излагать свои мысли на иностранном языке.
Таким образом, мотивация к изучению иностранного языка на средней ступени обучения формируется через комплексный подход, включающий как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию. Учитель играет ключевую роль в создании интереса к предмету, используя творческие задания, игровые формы, проектную деятельность и технические средства. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и подход к его обучению должен быть индивидуализированным, основанным на его интересах, способностях и потребностях. Только в этом случае процесс изучения иностранного языка станет для учеников увлекательным и плодотворным, что приведет к успешному освоению предмета и формированию у них устойчивого интереса к дальнейшему обучению.
Список литературы
Аманов М
.
Э
.
Феномен мотивации при изучении иностранных языков как объект педагогического исследования // Проблемы Науки. 2017. №38 (120).
Хамидова
Н
.
Ю
.
Повышение мотивации к изучению иностранного языка // Наука и образование сегодня. 2017. №7 (18).
Шумская О
.
А
.
Формирование мотивации к изучению иностранного языка // Наука, техника и образование. 2016. №11 (29).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат