ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Садыкова Гузель Сириновна,
воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко»
Ютазинского муниципального района
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описаны ключевые аспекты развития навыков общения у детей, выделены основные педагогические условия и методы, способствующие их становлению. Акцент сделан на важности общения для формирования личности ребенка, его взаимодействия с окружающими и успешной социализации. Приведены рекомендации для воспитателей по созданию развивающей коммуникативной среды в ДОУ.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольный возраст, развитие речи, социальное взаимодействие, игровая деятельность, педагогические условия.
Коммуникативная компетентность — это способность ребенка успешно взаимодействовать с окружающими, используя вербальные и невербальные средства общения. В дошкольном возрасте развитие этих навыков играет ключевую роль, так как именно в этот период закладываются основы социального взаимодействия, уверенности в себе и способности решать конфликтные ситуации.
В ДОУ развитие коммуникативной компетентности выступает одной из приоритетных задач. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и выражать эмоции, строить диалоги, договариваться и решать совместные задачи. Воспитатель, как основной участник этого процесса, играет важную роль в создании условий, способствующих развитию этих навыков.
Рассмотри особенности коммуникативной компетентности дошкольников.
У детей младшего дошкольного возраста процесс формирования речи находится на начальной стадии. Развитие идет от простых высказываний и предложений к более сложным формам речи. Важно, чтобы ребенок научился не только правильно говорить, но и понимать, как строить диалог, слушать собеседника и реагировать на него.
В дошкольном возрасте дети начинают осознавать важность общения с окружающими. Совместная игровая деятельность становится основным видом активности, где дети учатся договариваться, распределять роли и разрешать конфликты. В этом процессе важно, чтобы воспитатель помогал детям развивать коммуникативные навыки через коллективные игры, задания на командную работу и сотрудничество.
Коммуникативные навыки тесно связаны с эмоциональной сферой. Способность ребенка распознавать свои эмоции и эмоции других людей помогает выстраивать более успешные коммуникативные связи. Эмоциональная компетентность включает умение выражать свои чувства словами, понимать эмоции других детей и реагировать на них.
Невербальные средства общения, такие как жесты, мимика и интонация, играют важную роль в коммуникативной компетентности. Ребенок учится понимать и использовать невербальные сигналы для передачи своих мыслей и эмоций. Важно, чтобы воспитатель обращал внимание на развитие невербальной коммуникации, обучая детей распознавать эти сигналы и использовать их в процессе общения.
Выделим педагогические условия для развития коммуникативной компетентности:
1. Создание коммуникативно-ориентированной среды. Среда в ДОУ должна стимулировать детей к общению. Для этого необходимо организовать пространство таким образом, чтобы оно способствовало взаимодействию детей: игровые уголки, зоны для совместной работы, места для свободной игры. Чем больше возможностей для общения предоставляется детям, тем быстрее развиваются их коммуникативные навыки.
2. Использование игровых методов. Игра — основной инструмент развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевые игры помогают детям осваивать правила социального взаимодействия, учат выражать свои мысли и договариваться с другими. Например, игра «магазин» или «семья» предоставляет детям возможность проигрывать различные сценарии общения и практиковать коммуникативные навыки.
3. Включение в образовательный процесс заданий на взаимодействие. Коллективные задания и игры, где детям нужно работать в команде, способствуют развитию навыков общения. Важно поощрять детей к совместному решению задач, обсуждению вариантов и поиску компромиссов. Например, создание общих проектов (коллажи, строительные конструкции) требует активного общения и сотрудничества между детьми.
4. Развитие речи через диалоги и рассказы. Одним из эффективных методов является активное использование диалогов и рассказывания. Воспитатель может побуждать детей к обсуждению различных тем, рассказывать истории и задавать вопросы, которые требуют развернутых ответов. Такие диалоги способствуют не только развитию речи, но и навыков активного слушания, умения выражать свою точку зрения.
5. Эмоциональная поддержка и поощрение. Важным фактором успешного развития коммуникативной компетентности является эмоциональная поддержка воспитателя. Дети должны чувствовать себя уверенно в процессе общения, поэтому важно поощрять их попытки вступать в диалог, помогать преодолевать трудности и поддерживать положительные модели поведения.
Воспитатель играет ключевую роль в формировании коммуникативных навыков у детей. Он не только создает условия для общения, но и является образцом для подражания. Воспитатель должен показывать примеры правильного общения, моделировать ситуации, в которых дети учатся взаимодействовать, и помогать им справляться с конфликтными ситуациями.
Кроме того, важно, чтобы воспитатель строил доверительные отношения с каждым ребенком, создавая комфортную атмосферу для общения. Воспитатель должен активно участвовать в играх и занятиях детей, побуждая их к диалогу и сотрудничеству, а также помогая развивать навыки решения конфликтов.
В заключение отметим, что развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста — это важный процесс, который оказывает влияние на все аспекты их дальнейшего развития. Создание благоприятной коммуникативной среды, использование игровых методов и коллективных заданий, эмоциональная поддержка со стороны воспитателя способствуют формированию у детей навыков общения. Коммуникативная компетентность помогает детям не только успешно взаимодействовать с окружающими, но и развивает их личностные качества, такие как уверенность, эмоциональная зрелость и умение решать конфликтные ситуации.
Список литературы
Кузнецова, Л. В. (2020). Коллективные формы работы с детьми как средство развития коммуникативных навыков. Образовательная среда ДОУ, 10(3), 60-68.
Михайлова, О. Л. (2022). Эмоциональная компетентность как основа коммуникативного взаимодействия. Психология и педагогика раннего детства, 9(3), 55-63.
Романов, В. С. (2021). Влияние воспитателя на развитие коммуникативной компетентности дошкольников. Психология воспитания, 11(1), 44-50.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат