ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Ахметзянова Лилия Ришатовна,
учитель МБОУ "Абсалямовская основная общеобразовательная школа" Ютазинского муниципального района
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания гражданственности и патриотизма в современной школе. Воспитание данных качеств является неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на формирование активной гражданской позиции, любви к Родине и уважения к её истории и культуре. Описаны современные подходы и методы патриотического воспитания, роль учителя в этом процессе, а также важность взаимодействия семьи и школы. В статье также рассматриваются возможные трудности, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма, и предлагаются пути их преодоления.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, воспитание, школа, образовательный процесс, гражданская позиция, национальные ценности.
Современное общество сталкивается с рядом вызовов, связанных с утратой культурных и нравственных ценностей, изменением приоритетов в воспитании молодёжи. В этих условиях особенно важной задачей становится воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Патриотизм как чувство любви к Родине, уважения к её истории и традициям формируется с раннего детства и является основой для развития полноценной личности, готовой к активному участию в жизни общества.
Школа играет ключевую роль в формировании гражданских и патриотических качеств учащихся. В образовательном процессе создаются условия для осознания учениками своей социальной ответственности, развития уважения к государственным символам и национальной культуре. Важное значение имеет системный подход к воспитанию патриотизма, который должен быть интегрирован во все аспекты учебно-воспитательной работы школы.
Рассмотрим основные направления воспитания гражданственности и патриотизма в школе:
1. Формирование гражданской позиции. Воспитание гражданственности начинается с формирования у школьников осознания своих прав и обязанностей как граждан своей страны. Ученики должны понимать важность участия в жизни общества, соблюдать законы, уважать права других людей и осознавать свою ответственность за будущее страны. Это включает изучение Конституции, символики государства, государственных праздников и исторических событий, оказавших влияние на развитие страны.
Учителя могут проводить беседы и классные часы, направленные на обсуждение вопросов, связанных с гражданскими правами и обязанностями, государственными символами, а также современными проблемами общества. Важно развивать у учащихся навыки критического мышления, чтобы они могли осознанно принимать решения и понимать свою роль в обществе.
Пример: уроки, посвящённые Конституции и правам граждан, где учащиеся изучают основные законы страны, а затем обсуждают, как они применяются в повседневной жизни.
2. Воспитание патриотизма через изучение истории и культуры. Знание истории своего государства и уважение к национальной культуре — важные аспекты воспитания патриотизма. Учителя истории, литературы и обществознания могут формировать у учеников чувство гордости за достижения своей страны, уважение к героическим страницам её прошлого и восприятие культурного наследия как ценного ресурса для развития общества.
Воспитание патриотизма также включает участие в патриотических мероприятиях, посещение исторических мест, участие в проектах, связанных с изучением культурных и исторических памятников.
Пример: проведение уроков на тему Великой Отечественной войны с приглашением ветеранов, участие учеников в проектах по восстановлению памятников или исследование истории своей семьи.
3. Интеграция патриотического воспитания в различные предметы. Для того чтобы воспитание гражданственности и патриотизма было более эффективным, важно интегрировать его элементы в различные предметы школьной программы. Например, на уроках литературы можно изучать произведения, посвящённые теме Родины и гражданского долга, на уроках обществознания обсуждать вопросы государственного устройства, а на уроках географии изучать природные и культурные особенности своей страны.
Пример: на уроках литературы могут быть проведены обсуждения стихотворений и произведений русских писателей, воспевающих Родину, таких как М. Лермонтов, А. Пушкин и С. Есенин. На уроках географии учащиеся могут исследовать природные ресурсы и культурные особенности регионов своей страны.
4. Проектная и исследовательская деятельность. Активные методы обучения, такие как проектная и исследовательская деятельность, играют важную роль в воспитании патриотизма и гражданственности. Ученики могут участвовать в исследовательских проектах, связанных с изучением истории своей местности, подготовкой презентаций о значимых событиях в истории страны или организации мероприятий патриотического характера.
Проектная деятельность не только способствует развитию исследовательских навыков, но и помогает школьникам глубже осознать значимость своей страны, её культурного и исторического наследия.
Пример: проекты на тему «История моего родного города», где учащиеся проводят исследование, собирают материалы о значимых событиях и людях, внёсших вклад в развитие их региона.
5. Воспитание патриотизма через внеклассную деятельность. Важным элементом воспитания патриотизма является участие учеников в внеклассных мероприятиях, таких как школьные патриотические конкурсы, спортивные соревнования, тематические викторины, экскурсии по историческим местам. Это помогает не только расширить кругозор учащихся, но и создать эмоциональную связь с историей и культурой своей страны.
Организация патриотических акций, таких как «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», привлекает внимание учеников к важным событиям истории, помогает осознать важность сохранения памяти о героическом прошлом.
Пример: школьные мероприятия, посвящённые Дню Победы, с возложением цветов к памятникам, участие в шествиях, тематические конкурсы и викторины на знание истории войны.
Несмотря на важность гражданского и патриотического воспитания, учителя сталкиваются с рядом проблем в этом процессе. Одной из таких проблем является формализация подходов, когда патриотические мероприятия проводятся «для галочки», не достигая цели воспитания истинных ценностей. Важно, чтобы воспитание гражданственности было неразрывно связано с личными переживаниями и осознанным отношением учеников к Родине.
Кроме того, современные медиа и культурное разнообразие могут размывать национальную идентичность у школьников, что требует от учителей дополнительного внимания к вопросам формирования у учеников уважения к своей стране при сохранении открытости к другим культурам.
В заключение отметим, что воспитание гражданственности и патриотизма в школе является важным компонентом образования, способствующим формированию у учеников осознанного отношения к своей стране и её культуре. Систематическая работа учителя в этом направлении помогает развивать у школьников активную гражданскую позицию, чувство ответственности за будущее своей Родины и уважение к её истории и традициям. Важно интегрировать воспитательные элементы в учебную программу, проводить патриотические мероприятия и способствовать взаимодействию семьи и школы для достижения максимального эффекта в воспитании гражданственности и патриотизма.
Список литературы
Данилова, И.П. "Формирование гражданской позиции школьников". —
СПб.:
Питер, 2019.
Ильина, Н.В. "Патриотическое воспитание в образовательном процессе". — М.: Академия, 2018.
Морозов, В.И. "Патриотизм в сис
теме образования". — М.: Знание, 2019.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат