ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Чернецова Татьяна Викторовна,
инструктор по физической культуре ГБОУ Школа 2109 г. Москва;
Гурина Наталья Ивановна,
инструктор по физической культуре ГБОУ Школа 2109 г. Москва.
Аннотация. В статье рассматривается важность проектной деятельности в работе инструктора по физической культуре с дошкольниками. Рассмотрены основные преимущества использования проектных методов для всестороннего развития детей, их физической активности и социальной адаптации. Подчёркивается значимость индивидуального и коллективного подходов в формировании у детей любви к спорту и здоровому образу жизни. Приводятся практические примеры организации и проведения проектных мероприятий.
Ключевые слова: физическая культура, дошкольники, проектная деятельность, спортивные проекты, физическое развитие, социальная адаптация, здоровый образ жизни.
Проектная деятельность в современной педагогике играет ключевую роль, и её внедрение в работу инструктора по физической культуре с дошкольниками может стать эффективным инструментом в обучении и воспитании. Она позволяет создать условия, в которых ребёнок становится активным участником учебного процесса, а не пассивным получателем знаний. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда детям свойственно познавать мир через игру и движение.
Физическое развитие детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач воспитания. Использование проектной деятельности в физкультурной работе способствует более глубокому и всестороннему развитию детей. Проекты помогают интегрировать физическую активность в повседневную жизнь детей и формировать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни. Одним из главных преимуществ проектной деятельности является её способность активизировать творческую и познавательную активность ребёнка, а также развивать у него лидерские качества, коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Проектная деятельность включает в себя множество форм работы, таких как спортивные праздники, физкультурные квесты, игры на свежем воздухе и групповые задания, направленные на достижение общей цели. Например, проведение спортивного проекта «Юные олимпийцы» позволяет детям не только выполнять физические упражнения, но и узнать больше о значении спорта, познакомиться с различными видами соревнований и правилами олимпийских игр. Такой подход помогает детям развивать не только физическую выносливость, но и чувство ответственности, справедливости и уважения к правилам.
Инструктор по физической культуре, используя проектный метод, может включать в работу индивидуальные и групповые проекты, которые развивают у детей не только физические навыки, но и познавательные способности. Например, проект «Наш спортивный день» может состоять из подготовки и проведения дня, полностью посвящённого физическим упражнениям и спортивным играм. Дети могут принимать участие в планировании этого мероприятия: выбирать виды игр, разрабатывать маршруты для эстафет или подготавливать инвентарь. Такой подход помогает не только активизировать их физическую активность, но и развивать организаторские способности, логику и мышление.
Проектная деятельность также способствует формированию у дошкольников интереса к спорту через изучение основ здорового образа жизни. Например, в рамках проекта «Здоровое питание и спорт» дети могут не только активно заниматься физическими упражнениями, но и изучать основы правильного питания. В ходе выполнения проекта дети учатся осознавать важность сочетания физической активности и здорового питания для поддержания общего физического состояния организма. Это формирует у них правильные привычки, которые они перенесут в свою повседневную жизнь и которые могут стать основой для здорового образа жизни в будущем.
Еще одним важным аспектом проектной деятельности является её способность развивать у детей навыки взаимодействия и коммуникации. Проекты предполагают работу в команде, что учит детей сотрудничать, делиться своими идеями и поддерживать друг друга. В процессе выполнения спортивных проектов дети учатся договариваться, распределять задачи и работать на общий результат, что способствует их социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков. Например, в проекте «Спортивная дружба» дети могут принимать участие в командных играх, таких как футбол, волейбол или эстафеты, где успех зависит от слаженной работы всей команды. Это помогает детям развивать навыки взаимопомощи, доверия и поддержки.
Инструктор по физической культуре может использовать проектную деятельность для развития у детей чувства ответственности за своё здоровье и физическое состояние. Например, проект «Мой спортивный дневник» предполагает, что дети, совместно с родителями, заполняют дневник, в который вносят свои спортивные достижения, ежедневные занятия и впечатления от выполненных упражнений. Родители становятся активными помощниками, поддерживая своих детей в процессе заполнения дневника. Такая совместная работа помогает детям научиться оценивать свои успехи, ставить новые цели и поддерживает мотивацию к занятию спортом.
Практические примеры показывают, что проектная деятельность на занятиях физической культуры способствует не только физическому развитию детей, но и их эмоциональному и социальному становлению. Например, проект «Спортивная неделя» может включать в себя серию мероприятий, таких как утренние зарядки, спортивные игры, конкурсы на ловкость и выносливость, а также занятия о здоровом образе жизни. Дети активно участвуют в подготовке к мероприятиям, создают афиши, помогают в организации, что делает их участниками целостного процесса. В конце недели можно организовать награждение участников и подвести итоги, что добавит соревновательный дух и усилит мотивацию детей.
Проектная деятельность открывает перед инструктором по физической культуре множество возможностей для развития физических, социальных и эмоциональных навыков детей. Она позволяет сделать занятия более интересными, увлекательными и продуктивными. Кроме того, проектный метод способствует индивидуализации процесса обучения, так как каждый ребёнок может вносить свою лепту в выполнение проекта, развивая свои сильные стороны и интересы.
Заключая, можно отметить, что проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре с дошкольниками является эффективным методом всестороннего развития детей. Она позволяет интегрировать физическую активность в повседневную жизнь детей, формировать у них любовь к спорту и здоровому образу жизни, развивать социальные и коммуникативные навыки. Используя проектные методы, инструктор помогает детям не только улучшать свою физическую форму, но и воспитывать в себе важные жизненные качества, такие как ответственность, целеустремлённость и умение работать в команде. Проекты делают занятия более осмысленными и помогают детям активно участвовать в собственном развитии.
Список литературы
Денисенко С.В., Лихошерстов А.В., Стародубцев Е.И. Проектная деятельность в детском саду как средство реализации ФГОС ДО // Инновационная наука. 2022. №12-2.
Жук Н.Л. Роль физической культуры и спорта в жизни ДОУ // Вестник науки. 2023. №
6 (63).
Рюмина Ю
.
Н
.
Организация проектной деятельности дошкольников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №
1 (29).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат