Тема урока: К.Д. Ушинский Гусь и журавль
Цель: Познакомить детей с творчеством К.Д. Ушинского и его басней; учить определять характер героев басни, ее главную мысль
Орг. момент
Прозвенел звонок для вас,
Вы зашли тихонько в класс.
Стали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
- Здравствуйте, ребята!
Тихо сели, спинки прямо, ножки вместе.
Вижу класс наш хоть куда, что ж начнем урок тогда.
Артикуляционная гимнастика.
Проверка д/з.
- Что вам было задано? Выразительное чтение отрывков из сказок А. С. Пушкина
Читают.
– Из каких сказок эти отрывки?
Чтение по ролям отрывка из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.
- Кто написал сказки отрывки, из которых вы сейчас читали? Пушкин
- А сегодня мы познакомимся с вами еще с одним писателем. С Константином Дмитриевичем Ушинским.
Константин Дмитриевич Ушинский - талантливый писатель. Он родился в Туле в 1824г. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. В школе Константин Ушинский учился отлично. По образованию К. Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он был великим учителем. Константин Ушинский считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость. Поэтому он составил книги для детей: «Детский мир», «Родное слово». Его произведения радуют читателей, донося свой особенный смысл. Ему особенно хотелось радовать своим творчеством маленьких читателей – детей, именно поэтому писал для них замечательные произведения.
- Прочитайте название его произведения.
- Вы знаете, кто такой гусь и журавль? Это птицы.
- Гусь - водоплавающая птица, она много времени проводит в озере или на реке. Она не только умеет плавать, но и ходит по земле. Умеет быстро бегать, при этом громко хлопать крыльями и пронзительно кричать. У него довольно длинная шея. Как вы думаете зачем? Для того, чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой- нибудь корм со дна. Они находят одну пару на всю жизнь. Это, без сомнения, умные, понятливые и осторожные птицы.. Большая часть весьма общительные и дружелюбные. Так же гуси очень гордые птицы.
- Журавль - это крупная, длинноногая и длинно шейная птица. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах. Так же журавли очень мудрые, спокойные птицы, а так же всегда готовы защитить свою семью.
- Прежде чем познакомиться с этим произведением, давайте немного отдохнём.
Физминутка зарядка школа
Учитель читает произведение.
- Понравилось ли вам произведение?
- Назовите героев сказки? Гусь и журавль
Читают дети произведение цепочкой.
- Мы с вами прочитали произведение, можете ли вы сейчас назвать, к какому жанру оно относится? Сказка. Животные разговаривают.
- А как заканчиваются сказки?
И стали они жить поживать да добра наживать.
И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Прочитайте, как заканчивается произведение «Гусь и журавль»
- Похожи ли концовки сказок и нашего произведения? Нет
- В литературе есть ещё один жанр, который очень похож на сказку – это басня.
Басня – это небольшой рассказ, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить, и наделены человеческими качествами. Ещё в басне есть поучение или совет, которая называется мораль. В морали обсуждаются глупые и плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, высокомерие, глупость, жадность и др.
- Мы сегодня должны найти в басне К. Д. Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.
- Что делает гусь, когда плавает по пруду? Разговаривает сам с собою
- О ком говорит гусь? О себе
- И что же он говорит о себе? Какая я, право, удивительная птица!
- Каким показан гусь? Выбери подходящие слова: злой, глупый, хвастливый, умный, важный
Хвастовство – это преувеличение своих достоинств.
Как вы думаете хвастовство это плохое качество?
Если всё в меру, то нет ничего плохого в том, что кто-то поделится с окружающими своим успехом. Но нужно знать меру что говорить и кому говорить.
- С кем сравнивает себя гусь? С царём
- А кто такой царь? Царь – это человек, который в давние времена руководил народом.
- А гусь себя считает царём над кем? Над птицами
А кто же слушал гуся? Журавль
Что сказал журавль, когда послушал гуся? Прямо ты, гусь, глупая птица!
- Давайте определим значение слова прямой.
Прямой-ровный, без изгибов. В данном предложении это слово имеет не прямое, а переносное значение и обозначает (Глупый-бестолковый, лишённый ума)
- А каким показан журавль? Выбери подходящие слова: справедливым, честным, безобидным, умным, глупый, злой
-Как вы думаете, какая главная мысль басни?
- Главная мысль в басне вынесена в конце произведения. Прочтите последнее предложение.
-Эта басня учит, что важно любить дело, которым занимаешься и свою профессию, делать это качественно и хорошо, не боятся работы и быть трудолюбивым, а не браться за все подряд сразу и хвастаться этим.
Итог урока.
-С творчеством, какого автора мы познакомились на уроке?
-С какой басней мы познакомились?
-Какие качества высмеиваются в басне?
- Какие выводы вы для себя сделали? Быть хвастливым это плохо.
Рефлексия
- Если на уроке при знакомстве с басней К. Д. Ушинского вы узнали много интересного, и басня смогла вас чему-то научить, то поднимите обе руки вверх
-Если на уроке вы узнали мало чего нового, но басня смогла вас чему-то научить, то поднимите одну руку вверх.
-Если на уроке вы не узнали ничего нового, и басня вас ничему не научила, то руки поднимать не надо.
-Я очень рада, что вы на уроке узнали новое для себя и басня вас чему-то научила.
Выставление оценок.
Д/З выразительное чтение басни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат