«ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ»
Автор: Лазарева Софья Альбертовна, учитель английского и немецкого языков, г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы обучения детей с логопедическими проблемами английскому языку. Подчеркивается значимость использования эффективных методов в процессе обучения и индивидуального подхода. Приводятся примеры эффективных методик для работы с детьми, имеющими диагнозы дисграфия, дислексия, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
В наши дни изучение английского языка является необходимостью, так как, в первую очередь, он является языком международного общения и языком программирования. Освоить английский - сложная задача, особенно для детей с нарушениями психоэмоционального развития, артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Некоторые специалисты считают, что начинать обучение английскому языку следует только при отсутствии логопедических проблем. Я считаю, это не совсем так, поскольку, изучая иностранный язык, дети сталкиваются с незнакомой речью, новыми звуками, для них открываются новые возможности «покорения языка».
Каждый год учителя сталкиваются с огромным количеством детей, имеющих логопедические проблемы. Таких учеников становится с каждым годом все больше и больше. Им отказывают в обучении иностранного языка, так как многие специалисты считают, что это только усугубит ситуацию в овладении родным языком. Как показывает практика, изучение нового для ребенка языка, открывает ему новые возможности и наоборот помогает ему справляться со сложностями, возникшими при изучении родного языка, включая нарушения фонематического слуха, дисграфией и дислексией.
Знание английского языка открывает множество возможностей, начиная от общения с людьми из разных стран, заканчивая работой в компьютерной сфере, включая интернет и программирование. Английский язык является обязательным предметом в школьных программах, а так же он является и обязательным государственным экзаменом при поступлении в определенные высшие учебные заведения.
Освоение иностранного языка – очень сложная задача, а для детей, имеющих логопедические проблемы, она сложна вдвойне. Наша цель, как педагогов – не искать легких путей, не забывать про тех, кому «не дано», а помочь им, применяя все методические приемы, которыми мы владеем. Мы должны всем учащимся, в равной степени, донести материал, научить читать и писать, говорить и понимать, о чем идет речь. Это, несомненно, сложно, но это возможно. И когда ребенок, имеющий логопедические проблемы начинает преуспевать не только в овладении иностранным языком, но и родным, я считаю, что это высшая награда для педагога.
Приведу пример, когда в группе один ученик выделяется, причем не в лучшую сторону – у него отмечается неусидчивость, трудности концентрации внимания, отвлекаемость, импульсивность и повышенная двигательная активность. Такой ребенок испытывает большие трудности с обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. Он остается один со своими проблемами, с тем, что его родители хотят, чтобы он был наравне со всеми, а ему этого не удалось. Помощь такому ребенку предполагает индивидуальное педагогическое сопровождение.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности сейчас очень распространенное явление среди детей. Опираясь на опыт, такой ребенок вполне может осваивать материал, сидя на полу, при этом читать и писать без проблем на иностранном языке. С ним можно применять различные интересные методики, включая игровой метод, метод полного физического реагирования, проектная методика. Такой ученик научится читать и писать по-английски, а самое главное - он сможет усовершенствовать свои навыки на родном языке.
Есть дети, которым ставят такой диагноз, как ЗПР (задержка психического развития) и они обучаются в классах с обычными детьми. Для учащихся с такой проблемой английский язык является недосягаемой вершиной. С первых же уроков непонимание, языковой барьер пугает учеников. Для учителя, который столкнулся с таким ребенком необходимо выбрать действенные методы обучения, которые максимально смогут облегчить учебную деятельность школьника. Здесь так же будут актуальны большое количество игрового материала, наличие зрительно-опорных схем, для усвоения лексических и грамматических структур. Формирование и отработка навыков чтения сопровождается так же различными наглядностями, повторяемость слов, словосочетаний, предложений за учителем. Обязательно стоит учитывать склонность к торможению и утомляемость, а для этого необходимо проводить частую смену деятельности. На дом должно выдаваться не новые упражнения, а отработанные на уроке. В процессе обучения иностранного языка у детей происходит развитие познавательной сферы, развитие речи, памяти, и мышления, что является положительным моментов в овладении родным языком.
Сейчас, в современном обществе, с развитием информационных технологий, стало больше детей, имеющих такие диагнозы как дисграфия и дислексия, то есть неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением. Использование такого подхода, как многоканальный ввод информации, помогает учащимся с подобными расстройствами быстрее и эффективнее понимать и запоминать информацию. Многократные повторения и копирования материала собственноручно учащимися, позволяют совершенствовать навыки письма и добиваться высоких результатов в общем образовательном процессе.
В заключение, опираясь на опыт, могу сказать – абсолютно необучаемых детей нет. Всегда есть эффективные методики, которые можно применять, и помочь ребенку в овладении не только иностранным языком, но и в совершенствовании своего родного языка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат