Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках литературы. Работа №70540

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках литературы
Работа:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рудакова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках литературы. Описаны основные принципы организации проектной деятельности, её влияние на развитие критического мышления, творческих способностей и интереса к предмету у учащихся. Особое внимание уделено роли учителя в создании условий для успешной реализации проектов, которые способствуют углублению знаний по литературе и формированию навыков самостоятельного анализа произведений.
Ключевые слова: проектная деятельность, познавательная активность, литература, творческое мышление, самостоятельность, критический анализ, школьники.
Проектная деятельность является одной из эффективных методик, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Этот метод обучения предполагает вовлечение школьников в исследовательскую и творческую деятельность, где они самостоятельно изучают выбранную тему, анализируют литературные произведения и представляют результаты своей работы в различных формах — от исследовательских проектов до творческих постановок и презентаций. Проектная деятельность позволяет детям развивать навыки критического мышления, глубже осваивать литературные произведения и формировать самостоятельность в обучении.
Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности помогает учащимся выйти за рамки традиционных форм обучения и применить свои знания в реальных задачах. Работа над проектами позволяет школьникам самостоятельно выбирать интересующие их темы, проводить исследования, анализировать тексты, сопоставлять мнения различных авторов и высказывать собственные суждения. Например, учащиеся могут создать проект, посвящённый сравнительному анализу героев произведений Льва Толстого и Фёдора Достоевского, что стимулирует их к осмысленному восприятию литературы и развивает аналитические способности.
Развитие творческого мышления через проектную деятельность также играет важную роль в формировании познавательного интереса к литературе. Учащиеся могут воплощать свои идеи в виде творческих проектов, таких как инсценировки, презентации, видеоролики или создание иллюстраций к прочитанным произведениям. Например, проект по созданию комиксов на основе литературного произведения может способствовать не только более глубокому пониманию текста, но и развивать креативные навыки школьников. Это помогает детям выразить своё видение произведения и стимулирует их к активному участию в обсуждении прочитанного материала.
Роль учителя в организации проектной деятельности заключается в том, чтобы помочь учащимся выбрать тему, направлять их в процессе работы над проектом и поддерживать их исследовательский интерес. Учитель должен создать условия для самостоятельной работы учащихся, помогая им формулировать исследовательские вопросы и искать ответы на них. Например, учитель может предложить школьникам создать проекты по анализу различных эпох в русской литературе, что позволит детям изучить контексты произведений и понять влияние времени на творчество писателей.
Групповая работа в проектной деятельности также способствует активизации познавательной активности. Учащиеся, работающие в группах, могут обмениваться идеями, учиться сотрудничеству и совместно решать поставленные задачи. Например, при подготовке проекта о поэзии Серебряного века учащиеся могут разделить обязанности: кто-то будет заниматься биографией поэтов, другие — анализом их произведений, а третьи — созданием творческих презентаций. Это позволяет каждому участнику группы раскрыть свои способности и способствует более глубокому изучению материала.
Интеграция современных технологий в проектную деятельность является важным аспектом активизации познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов, создание видеороликов, презентаций или веб-сайтов по литературным произведениям позволяет учащимся осваивать новый материал более увлекательно и эффективно. Например, учащиеся могут подготовить видео-презентацию о жизни и творчестве Антона Чехова, используя архивные материалы, фотографии и отрывки из его произведений. Это помогает учащимся не только лучше понять литературный контекст, но и развивает навыки работы с информацией и технологиями.
Преимущества проектной деятельности на уроках литературы заключаются в том, что она развивает у учащихся навыки самостоятельного мышления, критического анализа и творческого подхода к обучению. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и обсуждению литературных тем, позволяет им глубже погружаться в произведения и развивает умение выстраивать логические связи между различными аспектами текста. Кроме того, работа над проектами помогает учащимся лучше понимать особенности литературных эпох, авторские стили и характеры персонажей.
Индивидуальные проекты позволяют учащимся раскрыть свои личные интересы и проявить креативность в исследовании литературных произведений. Например, школьник может выбрать тему, которая его особенно интересует, и провести исследование по выбранной проблеме. Это может быть анализ образа героя в русской литературе XIX века или исследование тем любви и предательства в произведениях русских писателей. Индивидуальные проекты помогают учащимся развивать исследовательские и аналитические навыки, а также формировать уверенность в своих силах.
Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность на уроках литературы является эффективным способом активизации познавательной активности учащихся. Она помогает школьникам глубже осваивать материал, развивать критическое мышление и творческие способности, а также формирует у них навыки самостоятельного анализа произведений. Важно, чтобы учитель активно внедрял проектную деятельность в учебный процесс, создавая условия для успешной реализации проектов и поддерживая интерес школьников к литературе.
Список литературы
Коваленко, О. А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования / О. А. Коваленко, Т. А. Шаталова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 35-37.
Огородникова, И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы / И. А. Огородникова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 173-175.
Севастьянова А. А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий//Литература в школе. -2014. -№ 6.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×