Дата публикации:
22.09.2024
Автор:
Рудакова Татьяна Вениаминовна
Название работы:
Формирование культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы
Работа:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рудакова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы. Описаны основные подходы к развитию речи учащихся через анализ и интерпретацию литературных произведений, а также роль учителя в развитии языковых навыков и способности к грамотному устному и письменному выражению мыслей. Особое внимание уделено использованию художественной литературы как источника образного и богатого языка для формирования речевой культуры школьников.
Ключевые слова: культура речи, художественная литература, школьники, языковые навыки, устная речь, письменная речь, анализ текста.
Формирование культуры речи у школьников является одной из приоритетных задач образовательного процесса, так как от уровня речевой культуры зависит успешность обучения, общение в социуме и самовыражение учащихся. Важным средством, способствующим развитию речевых навыков, является художественная литература. Чтение, анализ и интерпретация литературных произведений позволяют учащимся не только обогащать свой словарный запас, но и учиться правильно и красиво выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Роль художественной литературы в формировании культуры речи школьников сложно переоценить. Произведения классической и современной литературы содержат богатый языковой материал, на основе которого можно развивать речевые способности учащихся. Литературные произведения помогают школьникам познакомиться с различными стилями, жанрами и формами языка, что способствует формированию их языкового вкуса и способности различать особенности художественной речи. Например, при изучении произведений Александра Пушкина, Льва Толстого или Анны Ахматовой учащиеся могут освоить лексику, стилистические приёмы и выразительные средства, которые впоследствии можно использовать в собственных речевых практиках.
Анализ текста как способ формирования речевой культуры позволяет школьникам углубленно изучать языковые особенности произведений, обращать внимание на структуру текста, выбор слов и фраз, а также риторику и интонацию авторской речи. Учитель может предложить учащимся задания на анализ языка произведений, например, выявление метафор, эпитетов, риторических вопросов или других художественных средств, которые помогают раскрыть смысл произведения. Такой анализ не только способствует развитию критического мышления, но и улучшает навыки восприятия и использования языка.
Чтение вслух — один из методов, который помогает школьникам развивать культуру устной речи. В процессе чтения литературных текстов вслух учащиеся учатся правильно произносить слова, интонировать фразы, делать паузы и передавать эмоциональные оттенки текста. Это развивает навыки выразительного чтения и помогает учащимся научиться управлять своим голосом. Например, при чтении произведений с диалогами школьники могут тренировать умение различать характеры героев через интонацию и тембр речи, что способствует не только улучшению речи, но и развитию эмоционального интеллекта.
Написание сочинений и эссе на основе литературных произведений также играет важную роль в формировании культуры письменной речи. В процессе написания сочинений школьники учатся структурировать свои мысли, высказывать аргументированные суждения, использовать разнообразные стилистические приёмы и грамматически правильно строить предложения. Например, сочинение на тему "Роль природы в романе Михаила Шолохова" позволяет учащимся не только проанализировать произведение, но и научиться красиво и логично излагать свои мысли. Это развивает у школьников навыки письменного самовыражения и помогает формировать грамотную письменную речь.
Роль учителя в формировании речевой культуры заключается в том, чтобы направлять учащихся, помогать им осваивать язык литературных произведений и применять его в собственной речи. Учитель должен создавать условия для активного использования художественного языка в учебной деятельности. Например, после анализа рассказа или стихотворения учитель может предложить учащимся пересказать его своими словами, при этом акцентируя внимание на правильности построения фраз, точности выражений и уместности использования литературных приёмов. Это помогает школьникам лучше осваивать богатство языка и развивает навыки осознанного использования лексических и грамматических средств.
Обогащение словарного запаса через чтение литературы является важным элементом развития речевой культуры. Художественные произведения содержат широкий спектр слов, выражений и фразеологизмов, которые помогают школьникам расширять свой лексический кругозор. Например, при изучении произведений Антона Чехова школьники могут познакомиться с богатым набором идиоматических выражений, которые делают язык живым и выразительным. Учитель может предлагать задания на работу со словарём, где учащиеся будут искать значения новых слов, а затем использовать их в устной и письменной речи.
Диалоги и обсуждения литературных произведений также помогают развивать культуру устной речи. В процессе обсуждений школьники учатся слушать мнение других, формулировать собственную точку зрения и аргументировать её с использованием художественного языка. Например, учитель может предложить учащимся обсудить моральный выбор главного героя в произведении, что стимулирует их к развитию аргументации и риторических навыков. Это помогает школьникам развивать навыки коммуникации и уверенно выражать свои мысли на сложные темы.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы является важным аспектом образовательного процесса. Литературные произведения служат источником богатого и образного языка, который способствует развитию как устной, так и письменной речи учащихся. Важно, чтобы учитель активно использовал художественные тексты для развития языковых навыков школьников, помогал им анализировать и интерпретировать произведения, а также стимулировал к самостоятельному использованию литературного языка в речи.
Список литературы
Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах / С. Д. Пряхина, О. Г. Малышева, И. В. Жукова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 500-502.
Эргашева.Б.Б., Ишниязова Ш.А. Роль литературы как объект формирования и развития речевой культуры в школах // "Экономика и социум" №2(105) 2023. - С. 1288-1292.
Скачать работу
Рудакова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30"
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы. Описаны основные подходы к развитию речи учащихся через анализ и интерпретацию литературных произведений, а также роль учителя в развитии языковых навыков и способности к грамотному устному и письменному выражению мыслей. Особое внимание уделено использованию художественной литературы как источника образного и богатого языка для формирования речевой культуры школьников.
Ключевые слова: культура речи, художественная литература, школьники, языковые навыки, устная речь, письменная речь, анализ текста.
Формирование культуры речи у школьников является одной из приоритетных задач образовательного процесса, так как от уровня речевой культуры зависит успешность обучения, общение в социуме и самовыражение учащихся. Важным средством, способствующим развитию речевых навыков, является художественная литература. Чтение, анализ и интерпретация литературных произведений позволяют учащимся не только обогащать свой словарный запас, но и учиться правильно и красиво выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Роль художественной литературы в формировании культуры речи школьников сложно переоценить. Произведения классической и современной литературы содержат богатый языковой материал, на основе которого можно развивать речевые способности учащихся. Литературные произведения помогают школьникам познакомиться с различными стилями, жанрами и формами языка, что способствует формированию их языкового вкуса и способности различать особенности художественной речи. Например, при изучении произведений Александра Пушкина, Льва Толстого или Анны Ахматовой учащиеся могут освоить лексику, стилистические приёмы и выразительные средства, которые впоследствии можно использовать в собственных речевых практиках.
Анализ текста как способ формирования речевой культуры позволяет школьникам углубленно изучать языковые особенности произведений, обращать внимание на структуру текста, выбор слов и фраз, а также риторику и интонацию авторской речи. Учитель может предложить учащимся задания на анализ языка произведений, например, выявление метафор, эпитетов, риторических вопросов или других художественных средств, которые помогают раскрыть смысл произведения. Такой анализ не только способствует развитию критического мышления, но и улучшает навыки восприятия и использования языка.
Чтение вслух — один из методов, который помогает школьникам развивать культуру устной речи. В процессе чтения литературных текстов вслух учащиеся учатся правильно произносить слова, интонировать фразы, делать паузы и передавать эмоциональные оттенки текста. Это развивает навыки выразительного чтения и помогает учащимся научиться управлять своим голосом. Например, при чтении произведений с диалогами школьники могут тренировать умение различать характеры героев через интонацию и тембр речи, что способствует не только улучшению речи, но и развитию эмоционального интеллекта.
Написание сочинений и эссе на основе литературных произведений также играет важную роль в формировании культуры письменной речи. В процессе написания сочинений школьники учатся структурировать свои мысли, высказывать аргументированные суждения, использовать разнообразные стилистические приёмы и грамматически правильно строить предложения. Например, сочинение на тему "Роль природы в романе Михаила Шолохова" позволяет учащимся не только проанализировать произведение, но и научиться красиво и логично излагать свои мысли. Это развивает у школьников навыки письменного самовыражения и помогает формировать грамотную письменную речь.
Роль учителя в формировании речевой культуры заключается в том, чтобы направлять учащихся, помогать им осваивать язык литературных произведений и применять его в собственной речи. Учитель должен создавать условия для активного использования художественного языка в учебной деятельности. Например, после анализа рассказа или стихотворения учитель может предложить учащимся пересказать его своими словами, при этом акцентируя внимание на правильности построения фраз, точности выражений и уместности использования литературных приёмов. Это помогает школьникам лучше осваивать богатство языка и развивает навыки осознанного использования лексических и грамматических средств.
Обогащение словарного запаса через чтение литературы является важным элементом развития речевой культуры. Художественные произведения содержат широкий спектр слов, выражений и фразеологизмов, которые помогают школьникам расширять свой лексический кругозор. Например, при изучении произведений Антона Чехова школьники могут познакомиться с богатым набором идиоматических выражений, которые делают язык живым и выразительным. Учитель может предлагать задания на работу со словарём, где учащиеся будут искать значения новых слов, а затем использовать их в устной и письменной речи.
Диалоги и обсуждения литературных произведений также помогают развивать культуру устной речи. В процессе обсуждений школьники учатся слушать мнение других, формулировать собственную точку зрения и аргументировать её с использованием художественного языка. Например, учитель может предложить учащимся обсудить моральный выбор главного героя в произведении, что стимулирует их к развитию аргументации и риторических навыков. Это помогает школьникам развивать навыки коммуникации и уверенно выражать свои мысли на сложные темы.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование культуры речи школьников на основе изучения художественной литературы является важным аспектом образовательного процесса. Литературные произведения служат источником богатого и образного языка, который способствует развитию как устной, так и письменной речи учащихся. Важно, чтобы учитель активно использовал художественные тексты для развития языковых навыков школьников, помогал им анализировать и интерпретировать произведения, а также стимулировал к самостоятельному использованию литературного языка в речи.
Список литературы
Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах / С. Д. Пряхина, О. Г. Малышева, И. В. Жукова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 500-502.
Эргашева.Б.Б., Ишниязова Ш.А. Роль литературы как объект формирования и развития речевой культуры в школах // "Экономика и социум" №2(105) 2023. - С. 1288-1292.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств