Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребёнка от игр со смертью". Работа №70570

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребёнка от игр со смертью"
Работа:

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ: КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ ИГР СО СМЕРТЬЮ

 

Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог

Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы профилактики суицидального поведения у подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Описаны ключевые факторы риска и защитные механизмы, позволяющие своевременно выявлять склонность подростков к суициду. Подчеркивается важность психоэмоциональной поддержки и коррекции негативных установок, а также активного взаимодействия с семьей и ближайшим окружением подростка. Статья акцентирует внимание на роли педагога-психолога в профилактике суицидальных намерений и создании безопасной среды для подростков.

Ключевые слова: суицид, подростки, профилактика, социальная реабилитация, психологическая поддержка, факторы риска, педагог-психолог.

 

Подростковый возраст — это период эмоциональных изменений, формирования личности и поиска своего места в обществе. Нередко подростки сталкиваются с трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Стрессовые ситуации, психологическое давление, конфликты в семье и со сверстниками могут приводить к появлению суицидальных мыслей. Важно понимать, что каждый случай потенциального суицида требует немедленного вмешательства и поддержки.

Один из ключевых аспектов профилактики суицида заключается в выявлении факторов риска. В первую очередь, это наличие у подростка психологических проблем, таких как депрессия, тревожные расстройства, низкая самооценка и чувство безысходности. Нередко подростки с суицидальными мыслями испытывают хроническое ощущение одиночества, непринятости в коллективе или семье, что усиливает их эмоциональные страдания. Особое внимание необходимо уделять подросткам, пережившим травматические события, такие как развод родителей, потеря близкого человека, насилие или издевательства со стороны сверстников.

Также важную роль играют внешние факторы, такие как неблагополучная семейная обстановка, недостаток поддержки со стороны взрослых, негативное влияние окружения. Часто подростки, подверженные суицидальным мыслям, ощущают дефицит понимания и внимания со стороны близких, что усиливает их стремление уйти от проблем самым радикальным способом. Суицид в их восприятии может казаться единственным выходом из сложившейся ситуации.

Для педагога-психолога важнейшей задачей является создание безопасной и поддерживающей среды, где подросток может открыто говорить о своих переживаниях и получать необходимую помощь. Важно понимать, что подростки, испытывающие суицидальные мысли, часто не проявляют явных признаков своей внутренней боли. Поэтому нужно быть внимательным к любым изменениям в поведении подростка: замкнутости, снижению интереса к повседневной деятельности, ухудшению успеваемости, нарушениям сна и аппетита, а также проявлениям апатии или, наоборот, агрессии.

Важным методом профилактики суицида является регулярная психологическая диагностика, которая позволяет выявить детей и подростков, находящихся в группе риска. Психодиагностические методики, такие как опросники на выявление уровня тревожности, депрессии, наличие суицидальных намерений, помогают педагогу-психологу вовремя заметить негативные изменения в состоянии подростка и начать работу по их коррекции. Кроме того, крайне важно проводить индивидуальные консультации, во время которых подросток может открыто говорить о своих чувствах, не опасаясь осуждения.

Неотъемлемой частью профилактики суицидального поведения является эмоциональная поддержка и коррекция негативных когнитивных установок подростков. Часто подростки, склонные к суициду, имеют искаженное восприятие реальности, считают свои проблемы неразрешимыми и чувствуют себя ненужными или непринятыми. Психолог должен помочь подростку переосмыслить такие установки, развить способность видеть ситуацию с разных сторон и искать альтернативные решения. Это может быть достигнуто через использование методов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), направленных на изменение негативного мышления.

Особое внимание следует уделять обучению подростков навыкам саморегуляции и преодоления стресса. В подростковом возрасте дети часто не обладают достаточными ресурсами для эффективного управления своими эмоциями, что усиливает суицидальные настроения. В этой связи полезными оказываются техники релаксации, медитации, дыхательные упражнения, которые помогают снижать уровень тревожности и эмоционального напряжения. Психолог обучает подростков использовать эти методы в повседневной жизни, что позволяет им лучше справляться с трудностями и уменьшать риск возникновения суицидальных мыслей.

Одной из ключевых задач профилактики является также работа с семьей подростка. Родители и близкие часто не осознают, что их поведение или отсутствие внимания могут способствовать развитию суицидальных мыслей у ребенка. Психолог проводит с ними консультации, помогая понять важность эмоциональной поддержки, выслушивания и принятия чувств подростка. Важно создать в семье атмосферу доверия, где ребенок может свободно делиться своими проблемами, не опасаясь осуждения. Также необходимо объяснять родителям, как важно быть внимательными к любым изменениям в поведении подростка и своевременно реагировать на его потребности.

Немаловажной частью профилактики суицидального поведения является социальная адаптация подростков. Для этого необходимо привлекать их к различным социальным и творческим мероприятиям, которые помогут им раскрыть свои таланты и найти поддержку в кругу сверстников. Спортивные секции, творческие кружки, участие в волонтерских или образовательных проектах — всё это может способствовать укреплению уверенности подростка в себе и снижению чувства одиночества и отчужденности. Важным элементом является создание для подростка ситуации успеха, что повышает его самооценку и мотивирует к дальнейшему самосовершенствованию.

Профилактическая работа по предотвращению суицидальных попыток должна строиться на комплексном подходе, включающем психоэмоциональную поддержку, психологическую диагностику, работу с семьей и развитие у подростков навыков справляться с трудностями. Роль педагога-психолога в этом процессе особенно значима, так как именно он является тем специалистом, который может вовремя заметить тревожные сигналы и предоставить необходимую помощь подростку.

Таким образом, профилактика суицидального поведения у подростков в социально-реабилитационном центре — это многоуровневая и ответственная работа, направленная на защиту психоэмоционального благополучия подростков, поддержку их в трудных жизненных ситуациях и создание условий для их социальной адаптации.

 

Список литературы

Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. – Электрон. текст

.

дан. (3,5 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

Кудинова, С. В. Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения / С. В. Кудинова // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 4. – С. 10–17.

Сакин

М.П. Ограничения в сети интернет действий, влияющих на суицидальное настроение подростков // Закон и право. 2021. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-v-seti-internet-deystviy-vliyayuschih-na-suitsidalnoe-nastroenie-podrostkov

(дата обращения: 19.09.2024).

Сакин

М.П. Профилактические меры по снижению суицидов среди подростков. Законодательный аспект // Право и государство: теория и практика. 2020. №10 (190). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilakticheskie-mery-po-snizheniyu-suitsidov-sredi-podrostkov-zakonodatelnyy-aspekt

(дата обращения: 19.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×