МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог
Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»
Аннотация. Статья посвящена методам работы с агрессией и тревожностью у детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Описаны основные подходы к коррекции этих эмоциональных состояний, роль педагога-психолога в работе с детьми, испытывающими трудности в контроле эмоций. Статья предлагает практические методы, направленные на снижение уровня агрессии и тревожности, а также рекомендации по созданию условий для эмоционального восстановления детей и подростков.
Ключевые слова: агрессия, тревожность, дети, подростки, социальная реабилитация, коррекция, педагог-психолог.
Работа с агрессией и тревожностью у детей и подростков является одной из ключевых задач педагога-психолога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. В таких учреждениях дети зачастую находятся в трудной жизненной ситуации: они могут переживать последствия травматических событий, испытывать социальную изоляцию или конфликты в семье. Эти факторы нередко приводят к эмоциональной нестабильности, которая выражается через агрессивное поведение или повышенный уровень тревожности.
Агрессия у детей и подростков может проявляться в различных формах: физической (удары, толчки), вербальной (оскорбления, угрозы) и косвенной (порча имущества, игнорирование). Тревожность, в свою очередь, выражается через постоянное беспокойство, чувство страха, нарушение сна, рассеянность и снижение концентрации. Оба эти состояния требуют особого внимания и коррекционной работы, направленной на устранение как внешних проявлений, так и внутренних причин.
Одна из первоочередных задач педагога-психолога — выявление причин, которые лежат в основе агрессивного или тревожного поведения. Часто дети и подростки, проявляющие агрессию, на самом деле испытывают глубокое внутреннее напряжение, которое может быть связано с чувством беспомощности, обиды или несправедливости. Важно отметить, что агрессия нередко является следствием неумения справляться с негативными эмоциями, такими как страх или разочарование. Поэтому одним из первых шагов в коррекционной работе является обучение детей осознанию своих эмоций и их источников.
Для этого используются различные методы, одним из которых является метод эмоциональной рефлексии. Педагог-психолог помогает ребенку осознать, что именно вызывает его агрессивные реакции, и выразить эти чувства безопасным способом. Например, ребенок может описать свои эмоции через рисунок или рассказ. Такие творческие методы, как рисование или игровая терапия, позволяют детям выразить свои переживания, которые они не могут передать словами, и снизить уровень внутреннего напряжения. Рисуя свои страхи или агрессию, ребенок может увидеть их «со стороны» и найти способ их преодоления.
Работа с тревожностью также требует индивидуального подхода. Тревожные дети часто испытывают постоянное ощущение неуверенности и страха, которое может проявляться в виде физического дискомфорта: головных болей, болей в животе или сердцебиения. Педагог-психолог обучает детей методам релаксации и саморегуляции, что помогает им справляться с тревожными состояниями. Одним из эффективных методов является дыхательная гимнастика, которая помогает снизить уровень физического и эмоционального напряжения. Простые техники, такие как медленное и глубокое дыхание, позволяют детям успокоиться в стрессовых ситуациях и вернуть контроль над своими эмоциями.
Еще одним важным методом работы с тревожностью является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Этот метод помогает детям изменить негативные установки, которые усиливают тревожные состояния. Например, ребенок, который боится публичных выступлений, может считать, что его обязательно будут осуждать или критиковать. Психолог помогает ребенку осознать и переосмыслить эти негативные убеждения, заменяя их более позитивными и реалистичными мыслями. Важно дать ребенку понять, что страх — это естественная реакция, но его можно контролировать.
Работа с агрессией и тревожностью у подростков часто требует применения методов, направленных на развитие социальных навыков. Агрессивные подростки нередко не знают, как правильно выражать свои эмоции и как взаимодействовать с окружающими без конфликта. В этом случае используются ролевые игры и тренинги по разрешению конфликтов, где подростки учатся конструктивным способам общения. Психолог создает для них безопасную среду, в которой они могут моделировать различные жизненные ситуации и искать пути их решения без агрессии.
Также важным элементом коррекционной работы является создание условий для безопасного выхода агрессии. Важно понимать, что подавление агрессивных эмоций без их осознания и переработки может только усилить внутреннее напряжение. В таких случаях используются методы психодрамы или телесно-ориентированные техники, которые позволяют детям и подросткам выразить накопившуюся агрессию в безопасной форме. Например, в ходе психодраматических упражнений ребенок может «проиграть» ситуацию, которая вызвала у него сильные негативные эмоции, что помогает снизить уровень внутренней агрессии.
Одним из важных аспектов работы педагога-психолога с тревожными детьми является создание условий для их социальной адаптации. Важно поддерживать ребенка в процессе преодоления страхов и тревожных состояний. Групповые занятия и терапевтические группы помогают детям и подросткам чувствовать себя частью сообщества, что снижает уровень социальной тревожности и укрепляет их уверенность в себе.
Также педагог-психолог активно взаимодействует с семьей ребенка, поскольку агрессивное или тревожное поведение часто связано с проблемами в семье. Родители могут быть вовлечены в коррекционный процесс через семейные консультации или тренинги. Психолог обучает родителей позитивным методам воспитания, таким как активное слушание, поддержка и мотивация ребенка, что помогает улучшить эмоциональную атмосферу в семье и снизить уровень агрессии и тревожности у детей.
Таким образом, работа с агрессией и тревожностью у детей и подростков в социально-реабилитационном центре требует системного подхода и использования различных методов коррекции. Важно не только помочь ребенку справиться с внешними проявлениями этих состояний, но и устранить их внутренние причины. Эффективная коррекционная работа включает в себя эмоциональную поддержку, обучение навыкам саморегуляции и взаимодействие с семьей. Это позволяет ребенку постепенно восстанавливать эмоциональное равновесие, снижать уровень агрессии и тревожности и улучшать свои отношения с окружающими.
Список литературы
Бочанцева
Л.И., Городилова М.А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sredstva-korrektsii-agressivnogo-povedeniya-u-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-problemnyh-semyah
(дата обращения: 19.09.2024).
Сигачева Н.П. Агрессивное поведение подростков: диагностика и коррекция // Форум молодых ученых. 2018. №12-3 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-podrostkov-diagnostika-i-korrektsiya
(дата обращения: 19.09.2024).
Шукшина Л.В.,
Мизонова
О.В., Морозова Н.Н. Снижение агрессивности подростков в процессе психологического тренинга // Russian Journal
of
Education
and
Psychology
. 2017. №4-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-agressivnosti-podrostkov-v-protsesse-psihologicheskogo-treninga
(дата обращения: 19.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат