ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог
Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»
Аннотация. В статье рассматриваются методы диагностики эмоциональных и поведенческих проблем у детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах. Важность раннего выявления и корректного анализа эмоциональных и поведенческих отклонений обусловлена их влиянием на успешную социализацию и личностное развитие несовершеннолетних. Описаны основные методы диагностики, такие как наблюдение, анкетирование, проективные методики и психодиагностические тесты, их эффективность и особенности применения в реабилитационной среде. Особое внимание уделено роли психолога в процессе диагностики и необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ключевые слова: эмоциональные проблемы, поведенческие проблемы, диагностика, дети, подростки, социальная реабилитация, психолог, психодиагностика.
Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и подростков — одна из актуальных задач, стоящих перед педагогами-психологами, работающими в социально-реабилитационных центрах. Детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, часто приходится сталкиваться с различными нарушениями в эмоциональной сфере, а также с трудностями в поведении, которые могут значительно осложнять их успешную социализацию и адаптацию. В этой связи диагностика таких проблем приобретает особое значение.
Диагностика — это первый этап, от которого зависит дальнейшая работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудных условиях. Педагог-психолог должен не только выявить наличие эмоциональных или поведенческих нарушений, но и определить их причины, чтобы разработать эффективную программу коррекции.
Эмоциональные и поведенческие отклонения могут проявляться в различных формах, начиная от легкой тревожности и замкнутости до агрессивного и девиантного поведения. Причинами таких проблем могут стать семейные конфликты, психологические травмы, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, а также индивидуальные особенности ребенка.
Основной задачей диагностики является выявление скрытых проблем на ранних стадиях, что позволяет предотвратить их дальнейшее развитие и минимизировать негативное влияние на личность ребенка. Своевременно проведенная диагностика позволяет психологам и педагогам адаптировать методики работы с детьми и подростками, улучшить их эмоциональное состояние и поведенческие реакции.
Существует широкий спектр методов, которые педагог-психолог может использовать для диагностики эмоциональных и поведенческих проблем у детей и подростков. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Наблюдение за поведением ребенка в естественной среде является одним из основных методов диагностики. Оно позволяет выявить характерные модели поведения, оценить уровень агрессивности, тревожности или замкнутости. Например, ребенок может проявлять неадекватные реакции в стрессовых ситуациях или избегать контактов со сверстниками. Наблюдение важно проводить в течение длительного времени, чтобы выявить устойчивые поведенческие модели.
Беседа с ребенком или подростком помогает установить доверительный контакт, выявить его эмоциональное состояние, проблемы и потребности. Этот метод особенно важен для подростков, которые часто скрывают свои чувства и переживания. Важно, чтобы беседа была свободной, без давления, что позволяет ребенку открыться.
Различные психодиагностические тесты и анкеты являются эффективными инструментами для оценки эмоционального состояния детей. Они могут быть направлены на измерение уровня тревожности, депрессии, агрессивности, а также на диагностику расстройств поведения. Например, широко используются такие методики, как тест Спилбергера на уровень тревожности, тесты Айзенка для оценки темперамента и склонности к агрессии.
Проективные методики, такие как рисунки, позволяют выявить скрытые эмоциональные переживания и конфликты. Методика «Несуществующее животное» или «Дом-Дерево-Человек» помогает оценить внутреннее состояние ребенка, его страхи, тревоги и межличностные конфликты. Эти методы особенно эффективны для диагностики эмоциональных проблем у детей младшего возраста, которые не всегда способны выразить свои чувства словами.
Педагог-психолог в социально-реабилитационном центре играет ключевую роль в процессе диагностики и последующей коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Его задача не только в выявлении проблем, но и в создании безопасной и поддерживающей среды для ребенка.
Важно помнить, что эмоциональные и поведенческие проблемы могут быть взаимосвязаны. Например, тревожность часто сочетается с агрессивным или замкнутым поведением. Следовательно, подход к диагностике должен быть комплексным и учитывать все аспекты развития ребенка.
После проведения диагностики педагог-психолог разрабатывает индивидуальный план коррекции. Это может включать психотерапию, групповые занятия, социальную адаптацию и обучение навыкам саморегуляции. Важным аспектом является сотрудничество с другими специалистами центра — социальными работниками, воспитателями, медицинскими работниками и педагогами.
Социально-реабилитационные центры часто сталкиваются с рядом трудностей в процессе диагностики. Одной из основных проблем является недостаток информации о прошлом ребенка, что затрудняет установление причин его эмоциональных и поведенческих отклонений. Кроме того, дети, попавшие в центр, могут испытывать стресс, связанный с изменением окружения, что также отражается на результатах диагностики.
Еще одной сложностью является высокий уровень тревожности и недоверия у подростков. В этих условиях важно выстроить доверительные отношения, чтобы ребенок мог открыто выражать свои чувства и переживания.
Диагностика эмоциональных и поведенческих проблем у детей и подростков в социально-реабилитационных центрах — важный и многоэтапный процесс, требующий от психолога профессионализма и индивидуального подхода. Своевременное выявление и корректный анализ таких нарушений позволяет не только улучшить эмоциональное состояние ребенка, но и способствовать его успешной адаптации и развитию в обществе. Эффективная диагностика должна основываться на комплексном подходе, включающем наблюдение, беседу, тестирование и проективные методики, а также учитывать индивидуальные особенности каждого несовершеннолетнего.
Список литературы
Адушкина К.В. Методы диагностики поведенческих нарушений детей и подростков: психологический практикум: учебное пособие / К.В. Адушкина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко. Уральский государственный педагогический университет. –
Электрон
.
дан
. – Екатеринбург: [
б.и
.]
. – 2021. – Текст электронный.
Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков: / Сост.: Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО. - 2020 – 52 с.
Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами // Таврический научный обозреватель. 2016. №7 (12). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnyh-otkloneniy-u-podrostkov-zarubezhnymi-i-otechestvennymi-psihologami
(дата обращения: 19.09.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат