Дата публикации:
23.09.2024
Автор:
Тушакова Наркиза Хисамовна
Название работы:
Развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий
Работа:
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тушакова Наркиза Хисамовна, воспитатель
МБДОУ Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Аннотация: В статье рассматриваются методы развития памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий. Описаны основные подходы, направленные на улучшение как кратковременной, так и долговременной памяти у детей через игровые и практические задания. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации занятий, стимулирующих запоминание и воспроизведение информации, а также значению разнообразных видов деятельности для тренировки памяти дошкольников.
Ключевые слова: развитие памяти, дошкольники, познавательные занятия, игровые задания, кратковременная память, долговременная память, воспитатель.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего когнитивного развития. В этом возрасте дети активно осваивают новый материал, запоминают образы, слова и последовательности действий. Необходимо, чтобы воспитатели создавали условия, при которых память дошкольников будет эффективно развиваться в процессе познавательных занятий. Основными методами развития памяти являются игровые задания, тренировки запоминания и воспроизведения информации, а также систематическое использование наглядных пособий и практических упражнений.
Роль познавательных занятий в развитии памяти заключается в том, что они создают благоприятные условия для усвоения новой информации, её сохранения и последующего воспроизведения. На занятиях дети изучают новые темы, запоминают слова, цифры, цвета, формы и другие характеристики объектов. В процессе выполнения различных заданий они тренируют свои способности к кратковременному и долговременному запоминанию, что способствует развитию их памяти и готовности к более сложным когнитивным задачам в дальнейшем обучении.
Игровые методы развития памяти особенно эффективны в работе с дошкольниками, так как игра является основной формой деятельности в этом возрасте. Игры, направленные на запоминание и воспроизведение информации, помогают детям тренировать память в увлекательной и непринуждённой форме. Например, игра "Что изменилось?" предполагает, что детям показывают несколько предметов, а затем один из них убирают, и ребёнок должен вспомнить, что именно изменилось. Такие игры развивают наблюдательность, внимание и способность к кратковременному запоминанию.
Мнемотехнические приёмы также могут быть полезны для тренировки памяти у дошкольников. Воспитатели могут использовать мнемокарты, схемы или таблицы, чтобы помочь детям запомнить последовательности действий или событий. Например, для запоминания стихотворения воспитатель может предложить детям использовать мнемокарты с изображениями ключевых слов. Это помогает детям ассоциировать слова с визуальными образами и легче запоминать текст. Мнемотехника особенно эффективна для развития долговременной памяти, так как она помогает детям удерживать информацию в памяти на более длительный период.
Роль воспитателя в развитии памяти у дошкольников заключается в организации занятий, которые стимулируют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Важно, чтобы воспитатель подбирал задания, соответствующие возрасту детей, и использовал разнообразные методы для тренировки памяти. Например, воспитатель может организовать игру "Запомни и расскажи", где дети должны запомнить последовательность событий, а затем пересказать её группе. Это помогает детям учиться концентрироваться и удерживать в памяти важные детали.
Развитие кратковременной и долговременной памяти у дошкольников можно поддерживать с помощью разнообразных упражнений. Для тренировки кратковременной памяти воспитатель может предложить детям игры на повторение увиденного или услышанного. Например, игра "Повтори за мной" предполагает, что воспитатель произносит несколько слов или чисел, а дети должны повторить их в том же порядке. Это упражнение помогает тренировать способность к быстрому запоминанию и воспроизведению информации.
Для тренировки долговременной памяти можно использовать упражнения, направленные на запоминание последовательности событий, действий или историй. Например, воспитатель может предложить детям пересказать историю, услышанную на предыдущем занятии, или вспомнить последовательность действий в игре. Это помогает детям учиться удерживать информацию в памяти на более длительный срок и воспроизводить её при необходимости.
Игры на внимание и память также способствуют развитию памяти у дошкольников. Например, игра "Запомни и повтори" предполагает, что детям показывают несколько изображений, после чего их просят запомнить, а затем воспроизвести то, что они видели. Такие игры тренируют внимание, концентрацию и способность к запоминанию визуальных образов. Например, воспитатель может показать детям серию картинок с животными, а затем предложить им по памяти назвать всех животных, которых они запомнили.
Использование наглядных пособий помогает детям лучше запоминать информацию, так как наглядность играет важную роль в развитии памяти. Воспитатель может использовать карточки с изображениями предметов, схемы, таблицы или другие визуальные материалы, которые помогают детям запоминать новые слова, образы и действия. Например, при изучении новых слов можно использовать карточки с изображениями, что помогает детям связывать слово с конкретным объектом и легче его запоминать.
Практическая деятельность также способствует развитию памяти у детей дошкольного возраста. Занятия, где дети активно взаимодействуют с предметами, помогают им лучше запоминать последовательность действий и связывать их с определёнными словами или понятиями. Например, воспитатель может предложить детям игру "Сортировка предметов", где они должны рассортировать предметы по цвету или форме, а затем запомнить их расположение. Это упражнение помогает развивать пространственную память и умение запоминать порядок действий.
Развитие долговременной памяти требует систематической работы и повторения информации на различных этапах обучения. Важно, чтобы воспитатель использовал задания, направленные на повторение ранее пройденного материала, что помогает детям закреплять полученные знания. Например, на каждом занятии можно повторять ранее изученные слова или фразы, что способствует их лучшему запоминанию и сохранению в долговременной памяти.
В заключение, развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий требует разнообразного подхода и использования игровых и практических методов обучения. Важно, чтобы воспитатель организовывал занятия, направленные на тренировку как кратковременной, так и долговременной памяти, используя мнемотехнику, наглядные пособия и практическую деятельность. Игры, упражнения и систематическое повторение материала способствуют активному развитию памяти у дошкольников и создают основу для их дальнейшего успешного обучения.
Список литературы
1.Ташмуратова З.А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2017. - Ч. 1. - С. 224-226.
2.Хачатрян, Л. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / Л. С. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 483-485.
Скачать работу
Тушакова Наркиза Хисамовна, воспитатель
МБДОУ Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Аннотация: В статье рассматриваются методы развития памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий. Описаны основные подходы, направленные на улучшение как кратковременной, так и долговременной памяти у детей через игровые и практические задания. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации занятий, стимулирующих запоминание и воспроизведение информации, а также значению разнообразных видов деятельности для тренировки памяти дошкольников.
Ключевые слова: развитие памяти, дошкольники, познавательные занятия, игровые задания, кратковременная память, долговременная память, воспитатель.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего когнитивного развития. В этом возрасте дети активно осваивают новый материал, запоминают образы, слова и последовательности действий. Необходимо, чтобы воспитатели создавали условия, при которых память дошкольников будет эффективно развиваться в процессе познавательных занятий. Основными методами развития памяти являются игровые задания, тренировки запоминания и воспроизведения информации, а также систематическое использование наглядных пособий и практических упражнений.
Роль познавательных занятий в развитии памяти заключается в том, что они создают благоприятные условия для усвоения новой информации, её сохранения и последующего воспроизведения. На занятиях дети изучают новые темы, запоминают слова, цифры, цвета, формы и другие характеристики объектов. В процессе выполнения различных заданий они тренируют свои способности к кратковременному и долговременному запоминанию, что способствует развитию их памяти и готовности к более сложным когнитивным задачам в дальнейшем обучении.
Игровые методы развития памяти особенно эффективны в работе с дошкольниками, так как игра является основной формой деятельности в этом возрасте. Игры, направленные на запоминание и воспроизведение информации, помогают детям тренировать память в увлекательной и непринуждённой форме. Например, игра "Что изменилось?" предполагает, что детям показывают несколько предметов, а затем один из них убирают, и ребёнок должен вспомнить, что именно изменилось. Такие игры развивают наблюдательность, внимание и способность к кратковременному запоминанию.
Мнемотехнические приёмы также могут быть полезны для тренировки памяти у дошкольников. Воспитатели могут использовать мнемокарты, схемы или таблицы, чтобы помочь детям запомнить последовательности действий или событий. Например, для запоминания стихотворения воспитатель может предложить детям использовать мнемокарты с изображениями ключевых слов. Это помогает детям ассоциировать слова с визуальными образами и легче запоминать текст. Мнемотехника особенно эффективна для развития долговременной памяти, так как она помогает детям удерживать информацию в памяти на более длительный период.
Роль воспитателя в развитии памяти у дошкольников заключается в организации занятий, которые стимулируют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Важно, чтобы воспитатель подбирал задания, соответствующие возрасту детей, и использовал разнообразные методы для тренировки памяти. Например, воспитатель может организовать игру "Запомни и расскажи", где дети должны запомнить последовательность событий, а затем пересказать её группе. Это помогает детям учиться концентрироваться и удерживать в памяти важные детали.
Развитие кратковременной и долговременной памяти у дошкольников можно поддерживать с помощью разнообразных упражнений. Для тренировки кратковременной памяти воспитатель может предложить детям игры на повторение увиденного или услышанного. Например, игра "Повтори за мной" предполагает, что воспитатель произносит несколько слов или чисел, а дети должны повторить их в том же порядке. Это упражнение помогает тренировать способность к быстрому запоминанию и воспроизведению информации.
Для тренировки долговременной памяти можно использовать упражнения, направленные на запоминание последовательности событий, действий или историй. Например, воспитатель может предложить детям пересказать историю, услышанную на предыдущем занятии, или вспомнить последовательность действий в игре. Это помогает детям учиться удерживать информацию в памяти на более длительный срок и воспроизводить её при необходимости.
Игры на внимание и память также способствуют развитию памяти у дошкольников. Например, игра "Запомни и повтори" предполагает, что детям показывают несколько изображений, после чего их просят запомнить, а затем воспроизвести то, что они видели. Такие игры тренируют внимание, концентрацию и способность к запоминанию визуальных образов. Например, воспитатель может показать детям серию картинок с животными, а затем предложить им по памяти назвать всех животных, которых они запомнили.
Использование наглядных пособий помогает детям лучше запоминать информацию, так как наглядность играет важную роль в развитии памяти. Воспитатель может использовать карточки с изображениями предметов, схемы, таблицы или другие визуальные материалы, которые помогают детям запоминать новые слова, образы и действия. Например, при изучении новых слов можно использовать карточки с изображениями, что помогает детям связывать слово с конкретным объектом и легче его запоминать.
Практическая деятельность также способствует развитию памяти у детей дошкольного возраста. Занятия, где дети активно взаимодействуют с предметами, помогают им лучше запоминать последовательность действий и связывать их с определёнными словами или понятиями. Например, воспитатель может предложить детям игру "Сортировка предметов", где они должны рассортировать предметы по цвету или форме, а затем запомнить их расположение. Это упражнение помогает развивать пространственную память и умение запоминать порядок действий.
Развитие долговременной памяти требует систематической работы и повторения информации на различных этапах обучения. Важно, чтобы воспитатель использовал задания, направленные на повторение ранее пройденного материала, что помогает детям закреплять полученные знания. Например, на каждом занятии можно повторять ранее изученные слова или фразы, что способствует их лучшему запоминанию и сохранению в долговременной памяти.
В заключение, развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательных занятий требует разнообразного подхода и использования игровых и практических методов обучения. Важно, чтобы воспитатель организовывал занятия, направленные на тренировку как кратковременной, так и долговременной памяти, используя мнемотехнику, наглядные пособия и практическую деятельность. Игры, упражнения и систематическое повторение материала способствуют активному развитию памяти у дошкольников и создают основу для их дальнейшего успешного обучения.
Список литературы
1.Ташмуратова З.А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: - Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2017. - Ч. 1. - С. 224-226.
2.Хачатрян, Л. С. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / Л. С. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 483-485.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств