ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НА УРОКАХ ОБЗР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯТОРОВ
Попов Александр Петрович, преподаватель-организатор ОБЗР
МБОУ "Жердевская СОШ"
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования навыков оказания первой помощи на уроках "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) с использованием симуляторов. Описаны основные подходы к организации практических занятий, направленных на развитие у школьников навыков оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание уделено роли симуляторов в обучении, а также педагогическим приемам, способствующим лучшему усвоению материала и формированию у учащихся уверенности в своих действиях при оказании первой помощи.
Ключевые слова: первая помощь, ОБЗР, симуляторы, обучение, навыки, чрезвычайные ситуации, практические занятия.
Обучение школьников навыкам первой помощи является одной из важнейших задач, которая стоит перед современной образовательной системой. Способность грамотно и оперативно оказать первую помощь может оказаться решающим фактором в спасении жизни. На уроках "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) важно не только дать учащимся теоретические знания, но и создать условия для практического освоения необходимых навыков. Использование симуляторов является эффективным инструментом для подготовки школьников к действиям в реальных чрезвычайных ситуациях.
Симуляторы как средство обучения позволяют учащимся максимально близко подойти к реальной практике оказания первой помощи. В отличие от традиционного объяснения или демонстрации, работа с симуляторами даёт возможность детям непосредственно отрабатывать действия в условиях, приближенных к реальности. Например, использование манекенов для отработки сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) позволяет школьникам почувствовать силу нажатия при непрямом массаже сердца, научиться правильно вдувать воздух при искусственном дыхании и контролировать последовательность действий. Практические занятия с симуляторами значительно повышают уверенность учащихся в своих силах и готовность к действиям в реальных ситуациях.
Роль учителя в организации работы с симуляторами заключается в том, чтобы правильно скоординировать учебный процесс, предоставив детям возможность отрабатывать навыки первой помощи под наблюдением. Учитель должен объяснить основные шаги и этапы оказания первой помощи, затем продемонстрировать выполнение действий на симуляторах и только после этого предоставить учащимся возможность самостоятельно практиковаться. Например, учитель может продемонстрировать, как правильно выполнить СЛР на симуляторе, после чего каждому ученику будет предоставлена возможность отработать это действие под наблюдением и с последующей коррекцией.
Основные методы обучения с использованием симуляторов включают пошаговое руководство и обратную связь. Учитель должен разбить сложные действия на несколько этапов и поэтапно обучать школьников. Например, обучение СЛР можно начать с правильной постановки рук для непрямого массажа сердца, затем переходить к ритмическому сжатию грудной клетки, и только после этого включать этап искусственного дыхания. После выполнения каждой части учитель должен предоставлять учащимся обратную связь, корректировать их действия и указывать на возможные ошибки.
Преимущества использования симуляторов на уроках ОБЗР заключаются в том, что они позволяют учащимся не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, что способствует более эффективному закреплению материала. Использование манекенов для отработки действий даёт учащимся возможность многократно повторять сложные действия и добиваться их автоматизма. Это особенно важно в чрезвычайных ситуациях, когда требуется быстрая реакция и уверенные действия. Например, учащиеся могут тренироваться на симуляторах до тех пор, пока их действия не станут точными и скоординированными.
Формирование уверенности у школьников — один из ключевых аспектов обучения первой помощи. Работа с симуляторами помогает детям почувствовать себя уверенными в своих силах и готовыми к действиям в реальных условиях. Например, регулярные тренировки на симуляторах позволят школьникам освоить навыки правильного обращения с пострадавшими, что повышает их уверенность в чрезвычайных ситуациях. Учитель может организовать серии тренировок, где школьники будут работать в парах, оказывая помощь друг другу на симуляторах, что развивает не только индивидуальные навыки, но и умение работать в команде.
Психологическая подготовка также играет важную роль в обучении первой помощи. Чрезвычайные ситуации часто сопровождаются стрессом и сильным эмоциональным напряжением, что может мешать школьникам правильно действовать. Важно, чтобы на занятиях использовались упражнения на управление стрессом и сохранение самообладания. Например, учитель может воссоздать ситуацию, имитирующую чрезвычайное происшествие, где учащиеся должны быстро оказать первую помощь, сохраняя спокойствие и следуя алгоритму действий. Это помогает развивать у школьников устойчивость к стрессовым ситуациям и уверенность в своих силах.
Командные тренировки с использованием симуляторов способствуют развитию навыков работы в команде и учат школьников координировать свои действия в сложных условиях. На таких занятиях учащиеся могут работать в группах, выполняя различные роли — от оказания первой помощи до вызова спасательных служб. Например, в симуляции ДТП одна группа школьников может оказывать первую помощь пострадавшим, другая — координировать действия спасателей и медицинской помощи. Это помогает детям учиться взаимодействовать в экстренных ситуациях и развивать навыки коммуникации.
Интерактивные технологии также могут быть полезны для обучения первой помощи на уроках ОБЗР. Современные симуляторы оснащены датчиками, которые могут отслеживать действия учащихся и предоставлять обратную связь в режиме реального времени. Например, симуляторы для СЛР могут показывать правильность силы нажатия и ритма компрессий, что позволяет учащимся сразу видеть свои ошибки и корректировать действия. Использование таких технологий помогает школьникам лучше понимать свои ошибки и быстрее их исправлять, что повышает качество обучения.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование навыков первой помощи на уроках ОБЗР с использованием симуляторов является важным элементом образовательного процесса, направленным на подготовку школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Практические занятия с симуляторами помогают учащимся усваивать навыки, которые могут спасти жизнь, а также развивают уверенность, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Важно, чтобы учитель активно использовал симуляторы в учебном процессе, предоставляя школьникам возможность многократно отрабатывать действия и получать обратную связь для улучшения своих навыков.
Список литературы
Агеева Е.Л., Жидкова Х.В. Методические аспекты освоения обучающимися основной школы умений оказывать первую помощь // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. – № 8. - С. 7-9.
Агеева Е.Л., Сухов Г.В. Использование имитационного моделирования при освоении обучающимися основной школы способов оказания первой помощи пострадавшим // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 40-44.
Корчагина Т. А. Формирование навыков по основам первой помощи у обучающихся с использованием технических средств обучения на факультативных занятиях по ОБЖ // Проблемы современного педагогического образования
,
2021
. – 6 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат