ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕМАТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попов Александр Петрович, преподаватель-организатор ОБЗР
МБОУ "Жердевская СОШ"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации и проведению внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности. Описаны ключевые аспекты, направленные на развитие у школьников практических навыков безопасности, осознанного отношения к рискам и их предотвращению. Особое внимание уделено значению внеурочной деятельности в формировании культуры безопасности и развитию коллективной ответственности. Приведены примеры мероприятий, способствующих эффективному усвоению учащимися знаний по безопасности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, внеурочные мероприятия, культура безопасности, школьники, навыки, профилактика, коллективная ответственность.
Внеурочные мероприятия по тематике безопасности жизнедеятельности являются важной частью образовательного процесса и позволяют расширить знания учащихся, развить навыки безопасного поведения и подготовить их к действиям в чрезвычайных ситуациях. Организация таких мероприятий способствует не только закреплению теоретических знаний, полученных на уроках ОБЗР, но и формированию у школьников осознанного отношения к вопросам безопасности, а также готовности к действиям в экстренных ситуациях.
Значение внеурочной деятельности заключается в том, что она позволяет интегрировать знания и навыки в реальные ситуации, помогает школьникам учиться реагировать на чрезвычайные обстоятельства, принимать правильные решения и работать в команде. Такие мероприятия могут включать в себя игровые, практические и тренировочные элементы, что делает процесс обучения более интересным и доступным для детей. Например, организация квестов по безопасности или спортивных соревнований с элементами первой помощи помогает школьникам лучше усваивать материал и применять знания на практике.
Организация внеурочных мероприятий должна учитывать возрастные особенности учащихся и их интересы. Например, для младших школьников можно организовать игровые формы обучения, такие как квесты или интерактивные игры, где дети учатся, как действовать в различных опасных ситуациях. Для старшеклассников можно проводить практические занятия, направленные на отработку навыков оказания первой помощи или действия в условиях природных катастроф. Важно, чтобы такие мероприятия были не только обучающими, но и вовлекающими, чтобы учащиеся проявляли активное участие в процессе обучения.
Примеры мероприятий по безопасности жизнедеятельности могут включать тренировки по эвакуации, соревнования по оказанию первой помощи, тематические викторины, занятия по ориентированию на местности, экскурсии в спасательные службы, моделирование чрезвычайных ситуаций и другие формы активности. Например, в рамках тренировки по эвакуации из школы школьники могут научиться правильным действиям в случае пожара, осваивать маршруты эвакуации и тренироваться работать в команде для обеспечения безопасности всех участников. Такие мероприятия помогают детям осознавать важность коллективной работы и ответственности за других.
Квесты по безопасности являются одной из самых популярных форм внеурочных мероприятий, направленных на формирование навыков безопасности у школьников. В квестах учащиеся сталкиваются с имитацией чрезвычайных ситуаций и должны выполнить серию заданий, направленных на решение проблем, связанных с безопасностью. Например, в рамках квеста школьникам можно предложить спасение «пострадавших» после условного землетрясения, где они должны правильно организовать эвакуацию, оказать первую помощь и безопасно выйти из зоны опасности. Такие мероприятия развивают аналитическое мышление, скорость реакции и умение работать в стрессовых условиях.
Практические занятия по оказанию первой помощи также занимают важное место в структуре внеурочных мероприятий. На таких занятиях школьники учатся, как правильно оказать помощь при травмах, ожогах, обморожениях, остановке сердца или других угрожающих жизни ситуациях. Использование манекенов и симуляторов помогает учащимся развивать практические навыки и уверенность в своих силах. Регулярные тренировки по первой помощи позволяют школьникам многократно отрабатывать действия и достигать автоматизма, что особенно важно в условиях экстренных ситуаций, когда время играет решающую роль.
Экскурсии в спасательные службы могут стать ярким элементом программы по безопасности жизнедеятельности. Посещение пожарной части, станции скорой помощи или поисково-спасательного отряда позволяет школьникам познакомиться с реальной работой специалистов, узнать, как организована работа в чрезвычайных ситуациях, и увидеть оборудование и технику, используемые для спасения людей. Это помогает детям не только расширить свои знания о безопасности, но и формирует у них уважение к профессиям, связанным с защитой и спасением людей.
Тематические викторины и конкурсы по безопасности жизнедеятельности являются увлекательной формой обучения, которая помогает школьникам закрепить полученные знания в игровой форме. Учитель может организовать командные соревнования, где участники будут отвечать на вопросы по первой помощи, правилам дорожного движения, пожарной безопасности и другим темам, связанным с безопасностью. Это стимулирует познавательную активность учащихся, развивает у них чувство соперничества и коллективную работу, а также помогает систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках.
Моделирование чрезвычайных ситуаций — это практический метод, который позволяет школьникам отрабатывать действия в условиях, максимально приближенных к реальности. Например, можно организовать моделирование ситуации, где учащиеся должны спастись от условного пожара в школе или оказать помощь пострадавшим при «аварии». Такие мероприятия помогают развивать у школьников практические навыки, готовность к действиям в экстренных ситуациях и эмоциональную устойчивость.
Роль учителя в организации и проведении внеурочных мероприятий по безопасности жизнедеятельности заключается в создании условий, где учащиеся могут применять теоретические знания на практике и получать опыт в безопасной среде. Учитель должен выбирать формы мероприятий, которые будут соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, а также мотивировать их к активному участию. Например, на тренировочных занятиях учитель может разбить класс на команды и предложить каждой команде решить задачу по спасению пострадавших или организовать эвакуацию. Это помогает развивать у детей чувство ответственности и умение работать в коллективе.
В заключение следует отметить, что организация и проведение внеурочных мероприятий по тематике безопасности жизнедеятельности является важным элементом образовательного процесса, направленным на формирование у школьников навыков безопасного поведения, коллективной ответственности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Внеурочная деятельность позволяет детям осознать важность знаний по безопасности и научиться применять их на практике. Важно, чтобы учитель активно использовал разнообразные формы мероприятий, которые помогут школьникам закрепить полученные знания и развить необходимые навыки для обеспечения своей безопасности и безопасности окружающих.
Список литературы
Комаров
В.В.,
Красильников
А.Ю.
Организация и проведение внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися среднего школьного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук
6-1 (57)
, 2021.
- С. 100-103.
Яковлева, Е. С. Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ / Е. С. Яковлева. —
Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 99-103.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат